Planeta-rostov – 01 фев 2004 23:29
Перевал Кизгыч - ложный (3025, 1-Б)

Перевал Кизгыч ложный (1Б, 3025 м, лд-сн) расположен в хребте Чучхур и соединяет долины рек Кизгыч-Баш (ледник Кизгыч-Баш) и р. Секиртме (приток Псыша). Направление прохождения: восток-запад (из д.р. Кизгыч в ущ.р Секиртме). Пройден 30 июня 2003 г.

Описание дается от слияния р. Чучхур и р. Кызгыч-Баш, до слияния р. Секиртме и р. Псыш, по состоянию на июнь 2003 г.

Пройдя травяные заросли берега реки Кизгич-Баш, идем вверх по течению. Рекомендуется в летнее время быстрее уходить из ущелья реки Кизгыч, т.к. это зона заповедника. Продолжаем движение по морене, по левому берегу реки вверх по ущелью Кизгыч, выс. 1950 м (фото 1).

перевал Кизгыч-Ложный

фото 1 ущ. р. Кизгыч-Баш

Через 25 минут примерно на высоте 2100 м начался снежник, продолжаем путь по нему вправо и вверх к цирку перевала Кизгыч-Ложный. Практически доходим до <правого угла> ущелья, и дальнейший маршрут пролегает по расщелине вправо от снежника, не доходя до излома реки Кизгыч-Баш (фото 2).

фото 2 подъем в обход бараньих лбов

После этого выходим на ледник Кизгыч-Баш (фото 3), далее идет подъем с постепенным набором высоты. Бараньи лбы обходим по снежнику справа. Вследствие отсутствия открытых трещин и большого количества снега, маршрут подъема пролегает по левой стороне закрытого ледника (по ходу движения). Трещин меньше, чем внизу справа. От бараньих лбов ледник берем в лоб, не идя вправо. Затем траверс до перевала с небольшим набором высоты (фото 4).

перевал Кизгыч-Ложный перевал Кизгыч-Ложный

фото 3 ледник Кизгыч-Баш фото 4 пер. Кизгыч-ложный

Перевал представляет собой широкую седловину. Тур располагается справа в разрушенных скалах. Спуск с перевала интересный. Бергшрунд под перевалом обходим слева, для этого немного набираем высоту (фото 5).

перевал Кизгыч-Ложный

фото 5 обход бергшрунда на спуске

После бергшрунда забираем вправо, обходя трещину и спускаемся по середине закрытого ледника до выполаживания. Справа по ходу скал сыпет камни и лёд. Напротив спуска с пер. Чучхурская щель. Идём по центру снега. Выс. 2530 м (фото 6). Летят камни.

фото 6 спуск по леднику Буша

Слева виден открытый очень красивый ледник. Продолжаем движение вниз по правой стороне. Спуск идет по правому берегу ручья справа от массивного "водораздела" по правой по ходу стороне ущелья Секиртме. Вышли к реке Псыш по левому берегу р. Секиртме, по тропе, не доходя до слияния. Переправились через р. Псыш по спиленному дереву. Слева оставили пограничный наблюдательный пост. Появилась чёткая тропа, по которой и продолжили спуск вдоль левого берега реки Псыш. Пройдя около 3 часов найдены хорошие ночёвки, выс. 1850 м.