Planeta-rostov – 05 сен 2012 20:03
Эта новость связана с путешествием:Путешествие в Непал. Треккинг вокруг Манаслу.

Намасте! Впечатление о путешествии в Непале!Намасте?!

Намасте? – приветствие по-непальски, дословно означает: «Божественное во мне приветствует и соединяется с божественным в тебе» или «В твоем лице я приветствую Бога»…

Идея сходить в Гималаи родилась 2-3 года назад, предложила ее моя сестра (Таранцева Елена, она живет в Ростове на Дону и работает в Клубе Планета). Более 2-х лет мы планировали, «погружались в тему», прикидывали маршрут, но по разным причинам несколько раз переносили поездку. Наконец, в январе мы купили билеты на самолет в Катманду (столицу Непала) и подготовка перешла в сугубо практическую плоскость: окончательно сформировалась группа - 8 человек (все, за исключением меня, из Ростова), уточнили маршрут, начали готовить снаряжение и личные вещи.

Почему, все-таки Гималаи?

Надо сказать, что я повидал немало красивых мест: Кавказ, Полярный и Приполярный Урал, Хибины, Саяны, Алтай, Байкал, Камчатка, а также Словацкие Татры и Норвежские фьорды. Но, ведь классик учил: «…лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал…». И потом, Гималаи, а также Тибет по-особенному манят и притягивают людей, ведь это то место, которое способно изменить человека.

Непал – это небольшая страна по площади чуть больше Греции, зажатая между Индией и Китаем и населением около 30 млн. человек. При этом в Непале находятся восемь из 14 вершин мира, превышающих 8000 м.

Намасте! Впечатление о путешествии в Непале!

Вот несколько моих первых впечатлений по приезду в Непал.

• Время отличается от Московского на 1 час и 45 минут (очень забавно, разница во времени не кратна часу,– так Непал продемонстрировал свою независимость от Индии, сдвинув свое время на 15 минут).
  • Непал – очень бедная страна. Основная отрасль экономики – сельское хозяйство (рис, кукуруза, зерновые, сахарный тростник, джут, корнеплоды), промышленности почти нет. Основной источник валюты – иностранный туризм. Но при этом я ни разу не видел пьяных или слоняющихся без дела.
  • Потрясающие по красоте горы соседствуют с грязью в городах (особенно в столице), мусорные свалки могут быть прямо на улице. Из туристического района лучше не выходить.
  • Впервые попадая на улицы Катманду, сталкиваешься с огромным количеством мотоциклов и скутеров, правил никто не соблюдает, все сигналят, вело рикши норовят затолкать тебя в свою коляску, Немногочисленные дороги перегружены, автобусы набиты битком (люди сидят на крышах), везде жуткая пыль.
  • Плотность населения высокая, даже в горах много мелких деревень, обрабатывается любой пятачок земли (трудолюбивые непальцы строят террасы, в ручную за тысячи лет перебрав, казалось бы, совсем непригодную для земледелия каменистую почву).
  • В многочисленных магазинчиках туристического района Тамель принято торговаться. Вы бы видели, с каким уважением посмотрел на меня торговец небольшого магазинчика, когда я за 10-15 минут сбил цену на покупаемый мной рюкзак почти в 2 раза (он просто не знал, что я прошел тренинг по «жестким переговорам»).
  • Воду из рек и ручьев нельзя пить даже в горах (выше по склону может быть деревня, при этом умерших непальцы кремируют и продукты горения сбрасывают в ближайшую речку или ручей, ведь частичка каждого непальца после смерти должна попасть в священные воды Ганга). Поэтому воду мы покупали в специальных пунктах очистки и продажи воды.
  • В Непале мы ни разу не встретили кошек (оказалось, что один из индуистских богов представлен в образе крысы, и т.к. кошка враг крыс и мышей, – кошки не в чести).
  • В горах потрясающе красиво, мощь и величие Гималаев просто завораживает. Меня до сих пор не покидает ощущение нереальности увиденного.
  • Соприкосновение с одной из древнейших религий и мощной культурой ощущаешь буквально кожей. При виде буддистских храмов и ступ, исписанных древними молитвами чуть стертыми от прикосновений пальцев молящихся за тысячи лет, пробирают мурашки.
  • Языковых проблем нет – в туристических районах все, кто связан с туристами, вполне сносно говорят по-английски. В нижней части трека есть мобильная связь и электричество. А в одном месте (и это на высоте 4500 м!) оказался даже спутниковый интернет.
  • К туристам относятся очень приветливо, при возникновении любых проблем с неизменной улыбкой помогут, подскажут, посоветуют.

Наш план состоял в круговом пешеходном путешествии (треке) вокруг горного массива Аннапурны (8091 м)десятого по высоте восьмитысячника мира. Круговой трек (англ. Annapurna Curcuit) – популярный туристский маршрут в центральном Непале, проходящий по территории одноименного национального парка. Его ежегодно посещают тысячи любителей горного туризма из разных стран. Полная длина маршрута – 211 км, общая продолжительность – 15-20 дней. Перепад высот – от 820 м (Бесисахар) до 5416 м (перевал Торунг Ла). Таким образом, из-за большого перепада высот маршрут интересен тем, что проходит в различных природных и климатических зонах (от тропиков до Гималайских ледников).

С технической точки зрения маршрут особой сложности не представлял – отличная тропа, никаких веревок, «кошек», ледорубов и прочего. Для прохождения маршрута вполне достаточно общей хорошей физической подготовки, большого желания и немного денег. Сложность представляет лишь высота, т.к. организм начинает реагировать на значительное изменение давления, и здесь секрет успеха – хорошее здоровье, постепенный набор высоты, контроль за нагрузкой, дополнительные дни для аклиматизации, правильное питание.

Намасте! Впечатление о путешествии в Непале!
Вид на массив Аннапурны с самолета

Кульминацией нашего похода был перевал Торунг Ла (высота 5416 м, это всего лишь чуть ниже высоты Эльбруса). Многие из нас никогда еще не были на такой высоте. Поэтому было определенное волнение на предмет сможем или не сможем пройти. Нас терзали вопросы. Как будут реагировать наши организмы на высоту и нехватку кислорода? Что делать, если кто-то не сможет пройти? Возвращаться назад без покорения перевала никому не хотелось. Разбивать группу – тоже крайне не желательный вариант.

Намасте! Впечатление о путешествии в Непале!Хорошее место, чтоб подумать о смысле жизни

Надо сказать, что большинство западных туристов путешествуют с портером (носильщиком, который несет все твои вещи). Это, кстати, совсем не дорого – около 15 USD/день, включая все расходы портера. Но, мы же из России – это не наш путь, так что мы все свои вещи несли сами.

Намасте! Впечатление о путешествии в Непале!

Сказать, что поездка понравилась – это ничего не сказать! Я потрясен и очарован тем, что удалось увидеть. Представьте себе: Вокруг величайшие горы Планеты с поэтичными названиями (только вслушайтесь – Аннапурна, Дхаулагири, Мачапучча, Нилгири, Гангапурна, Тиличо!), буддийские храмы, монастыри, ступы, бедный, но трудолюбивый и приветливый народ. А какие там красивые девушки!

Для массового посещения туристами Гималаи стали открыты лишь в 80-е годы, поэтому в горах многочисленные деревеньки сохранили не только внешний облик, но и уклад, практически неизменный за сотни (если не тысячи) лет.

Двигаясь по маршруту, мы с каждым днем поднимались все выше и выше (при этом старались набирать не более 500 высоты метров в день), ежедневно проходили от 10 до 18 км, останавливались в деревнях, которые встречаются на пути. Практически в каждой деревне есть гест-хаусы (они их называют лоджиями, а иногда и совсем нахально - отелями). Такие лоджии представляют собой комнаты барачного типа (вспоминается наше черноморское побережье лет 20-30 назад) с маленькими окнами, без отопления, а иногда и без электричества, удобства чаще во дворе, горячая вода - из бака на крыше, который нагревается от солнца.

В каждом гест-хаусе или лоджии есть дининг-холл, где все проживающие и питаются. Основные блюда – это рис, картофель, капуста и яйца в разных видах. Мяса в горах нет (для непальцев это слишком дорого), нас здорово выручила привезенные с собой сырокопченая колбаса и сало. Ежедневные расходы на проживание и питание не более 15-20дол.

Чем выше мы поднимаемся в горы, тем скромнее становились жилища, скуднее и дороже пища. Например, после 4000 м высоты горячую воду можно лишь купить (в виде ведра воды), а зарядить фотоаппарат или телефон можно лишь за деньги.

Намасте! Впечатление о путешествии в Непале!Мы на перевале Торунг Ла (5416 м)

После 4000 м высоты каждый уже в полной мере ощущал симптомы горной болезни: головная боль, нехватка кислорода, учащенное сердцебиение, длительное восстановление дыхания, отсутствие аппетита и пр. Все реагировали на высоту по-разному (но все плохо, так, чтоб кому-то было хорошо – не было). Мой организм, например, после высоты 4500 м отказался спать – так я и шел совсем без сна двое суток пока мы не сбросили высоту.

В день штурма перевала нам необходимо было набрать 600 м высоты (мы ночевали на высоте 4830), а затем сбросить 1900 м, все это в условиях разряженной атмосферы и безумно низкого давления. Чтобы быть на перевале не позднее 10:00 утра (позже там поднимается очень сильный ветер), нам пришлось встать в 3:30 утра и выйти в 4:30. Было холодно, около минус 10?С, мы надели на себя пуховики, шапки, перчатки, ветрозащитные куртки и штаны. Стартовали на перевал в темноте, каждый имел налобный фонарик, которым освещал себе путь. Снега было на удивление мало (днем солнце растапливает снег на южных склонах, по которым мы шли). Голова раскалывалась, каждый шаг давался с трудом, несколько раз ловил себя на том, что нахожусь на грани отключки.

И вот, наконец, показался перевал. Те, наши ребята, кто чувствовал себя лучше, уже ждут нас. На перевале установлена табличка, она украшена буддистскими ленточками, на ленточках написаны молитвы. Ленточки колыхаются на ветру, молитвы многократно возносятся в небо. С перевала открывается потрясающий вид на Дхаулагири (8167 м, седьмой по высоте восьмитысячник Планеты) и другие вершины.

Радость, восторг, счастье, опьяненное состояние. Мы сделали это! Сердце выпрыгивает из груди, все чувства обострены до предела. Понимаешь, что это кульминационная точка, хочется навсегда зафиксировать в памяти этот момент. Куда делись усталость и апатия? Вот поднялась пара из Германии, за ней группа американцев. Все поздравляют друг друга, обнимаются, фотографируются.

Без сомнения – этот день был самым тяжелым за весь поход. Но наша группа в полном составе преодолела перевал и к вечеру благополучно спустилась вниз. По мере сброса высоты самочувствие заметно улучшалось и «горняшка» отпускала.
Намасте! Впечатление о путешествии в Непале!Монах на пороге буддистского храма с видом на Аннапурну

Вечером в поселке Мухтинат (местный монастырь – место поломничества для индуистов и буддистов всего мира) мы остановились в гостинице «Боб Марли». Там мы знатно отвели душу, когда после горячего душа отпраздновали нашу победу – съели по огромному куску стейка из мяса яка под припасенный для этого разбавленный спирт.

Дальше тоже было очень много ярких впечатлений и красивых мест. Мы побывали в самом глубоком в мире ущелье (долина реки Кали-Гандаки), посетили горячие источники в Татопани, поднялись на самую знаменитую View Point Непала вершину Poon Hill, где встретили рассвет в окружении потрясающе красивых вершин, познакомились и пообщались со множеством интересных людей (как коренных непальцев, так и туристов со всего мира – США, Германии. Израиля, Швеции, Канады, Украины и др.). Было много встреч, интересных знакомств и ярких впечатлений.

В Катманду мы возвращались на арендованном микроавтобусе. Мы чувствовали себя настоящими открывателями, ведь мы открыли для себя удивительный и неповторимый МИР, в котором в гармонии с величественной природой под самой крышей мира живут трудолюбивые и добрые непальцы.

Кстати, в Непале (Катманду и Покхаре) много качественного и дешевого снаряжения и туристической одежды, многие едут в Непал совсем на легке и на месте покупают все необходимое для трека.

Намасте! Впечатление о путешествии в Непале!Самая большая буддистская ступа в мире находится в Катманду.

Признаюсь, я до сих пор не могу «вернуться на землю», мысленно постоянно возвращаюсь к своим впечатлениям и воспоминаниям. Для себя уже твердо решил, что обязательно вернусь в Непал …

P.S. И последнее. Я точно знаю, не нужно бояться ставить перед собой амбициозные цели. Любую мечту можно осуществить, все зависит от нас самих. Желаю каждому осуществить свою мечту и покорить свои Гималаи...