Planeta-rostov – 14 июл 2013 18:42
Эта новость связана с путешествием:Эльбрус с юга

Как я ходил на Эльбрус (автор А. Кондаков)30 июня 2013 года в 12.40 мы прибыли на поляну Эммануэля. Кроме дороги, пролегающей над мягко сказано крутыми склонами, до безумия размытой потоками дождевой воды, которые льют здесь чуть ли не каждый день после обеда, кроме переправы через горную реку, особенно мне запомнилось обилие зелени, куча цветов и свежий, холодный воздух.

Нужно сказать, что на поляне Эммануэля находится базовый лагерь всех тех, кто решился взойти на Эльбрус с северной стороны. Здесь же стоят сотрудники МЧС. Мы выбрали место, поставили палатки, перекусили и отправились в свой первый поход. Глеб повёл нас к водопаду «Султан» высота 40 метров и потом к источнику Джил-Су – газированный нарзан с родоном. Принимали радоновую ванну. Очень интересные ощущения: вода прямо бурлит от пузырьков газа, всё тело слегка покалывает или пощипывает, а из скалы с частотой примерно 1 раз в 3 секунды под давлением выбрасывается газ и вода.

Идти в гору довольно-таки тяжело. Сбивается дыхание. Казалось бы, нагрузка небольшая. Мысленно думаешь, что тут того пригорочка… А сердце начинает учащенно колотиться. Но мы никуда не торопились, Глеб шел спокойным, размеренным темпом и я постепенно привык. После водопада было совсем легко. Обратно возвращались через навесной мостик над речкой.

Состав нашей команды очень интересный. Два человека – Мартин и Ник –англичане. Владимир Александрович и его дочь Евгения – русские, но уже 20 лет живут в Лондоне. Владимир – участник из Азова. Работает в компании Теле-2. И, наконец, наш главный руководитель, инструктор и гид –Глеб.Как я ходил на Эльбрус (автор А. Кондаков)

Вечером Глеб приготовил очень вкусный суп, который мы съели с необычайным удовольствием. После этого пили горячий глинтвейн и играли в игру, название которой я не запомнил. Так как я единственный человек в группе, который не знает ни единого слова по-английски, мне периодически Владимир Александрович, Евгения или Глеб переводят о чем речь. Ник – парень Евгении. У них предсвадебное путешествие. Он пытается учить русский. Получается очень прикольно. Меня тоже пытались научить нескольким фразам. Как ни странно, кое-что из их разговоров я понимаю.

01 июля 2013 года уходим в акклиматизационный поход на 2 дня вверх по ущелью. Часть вещей оставляем в лагере, берем продукты на 2 дня. Должны дойти до высоты 3500 метров. (сейчас высота 2500 метров). У Володи фотик Nicon зеркалка. Выбирал перед походом в магазине так: Ему принесли несколько моделей, он их попробовал на вес, и выбрал самую лёгкую камеру. Прямо над нами сверкает Эльбрус. Вся поляна в цветах. Рано утром нашел полянку с огромными грибами белого цвета. Солнце очень яркое. Настроение у всех приподнятое, боевое. Все «рвутся в бой».

Шли долго. Поднимались по крутым склонам вверх, спускались вниз, переходили ручьи. Чем мне нравится Кавказ, так это тем, что здесь обилие чистейшей воды. Она сочится из под каждого камушка, прозрачная, холодная, вкуснейшая! Глеб нас порядком утомил, мой язык был на плече. Черт бы побрал эту траву. Зато на привале на обед мы здорово отдохнули. Я помыл ноги в ручье. Володя сделал ванну из камней и искупался целиком.

Снова пошли. Вышли на перевал Бурунташ, где и разбили лагерь. По средине перевала нашли каменную глыбу на которой решили сфотографироваться. Залезли на неё и нашли там в стеклянной банке записку с пожеланиями удачных восхождений от группы перешедшей перевал в мае. Вернулись в лагерь, перекусили, попили чаю и решили сходить вверх по горе, которая ближайшая от нашего лагеря. Решили, что идем вверх 1 час. Куда дойдем, туда и дойдем. Потом возвращаемся. Взошли на вершину за полтора часа. Всю дорогу последним шел Ник. Ему видно было очень тяжело. Но на последней остановке перед вершиной он не стал отдыхать, а пошел вперед. В итоге первый забрался на вершину.

Открылась необычайная красота! Слева, нахмурившись тучами, грозно смотрел Эльбрус. Справа открывалась узкая долина, горы далеко внизу и всё это было покрыто облаками которые меняли свои очертания и медленно двигались. Немного полюбовавшись, мы двинулись вниз. Мы скатывались по каменным осыпям на ногах как по снегу. Довольно быстрый вид спуска (Лифты). Но тем не менее спуск занял не менее получаса. В это время с Эльбруса и из-за перевала спустились облака. Стал накрапывать дождик. С горы мы уже спустились, но до лагеря было еще далеко. Из-за перевала поднялась такая черная туча, что мы пустились бегом. До лагеря оставалось метров 100, когда пошел град. Град был крупный, с крупную горошину. Бил по голове, рукам и ногам. Но мы быстро забежали в теплые сухие палатки. Глеб сделал чаю, к нам, в нашу 3-х местную палатку перебрались остальные ребята. Глеб сварил суп. Ели, разговаривали на разных языках, смеялись, было весело. Град прекратился, пошел дождь с сильным ветром. Ребята разошлись по своим палаткам, а мы легли спать.

Мне не спалось. Дождь то припускал, то становился тише, потом захотелось в туалет, ветер трепал палатку. Выходить не хотелось. Потом все-таки набрался смелости, выскочил на улицу… и заскочил обратно. Стало получше. Но все равно долго не засыпал, а потом часто просыпался.

Как я ходил на Эльбрус (автор А. Кондаков)

Утром разбудило солнце, которое светило на палатку. Вышел на улицу, а прямо передо мной сверкал своими двумя вершинами Эльбрус. Погода была прекрасная. Не смотря на то, что плохо спал ночью, я был полон энергии. Ребята из соседних палаток тоже проснулись. Стали раскладывать на солнышке промокшие вчера вещи, пошли к ручью чтобы умыться и почистить зубы. Глеб приготовил пшеничную кашу с тушенкой, налил всем чаю, и жизнь стала еще прекрасней. Так начался третий день нашего путешествия.

Обратно нужно было идти другой дорогой. Если на перевал мы шли по левому склону ущелья, то теперь нам нужно было переправиться через горную реку и идти в лагерь по правой стороне. Мы собрали вещи в рюкзаки и спустились к реке. Вблизи она оказалась более широкой и бурной, чем казалось сверху. Глеб объяснил технику переправы через узкие (сравнительно) участки реки вброд. Он сам прошел первый, потом мы все взялись за руки и, поддерживая друг друга, стали переходить реку. Я шел в этой «связке» первый. Вода была ледяная, ноги почти сводило, камни кололись, но цель была уже близко. Через пару шагов я ухватился за треккинговую палку, которую подал мне Глеб и дальше уже более смело пошел вперед. За мной, держась рука за руку перешли остальные. Но это была только первая часть реки. Дело в том, что один широкий бурный поток расслаивался в этом месте на несколько потоков помельче, через которые мы и переправлялись. Второй поток я шел посередине. Было весело, очень холодно но здорово! Перед третьим потоком мы отдохнули, Глеб прошелся вдоль его русла и сказал, что мы можем обуваться. Он нашел место, где можно перескочить с камня на камень. Так мы и сделали. Остальной поход до лагеря был не особо тяжелый и довольно простой. Когда лагерь был уже виден, собрались тучи, стал накрапывать дождик. Особенность погоды в горах заключается в том, что вот сейчас светит солнце, через пол часа небо становится черным, идет дождь, а еще через час опять ясно. Но в этот раз нам повезло. Дождь покапал и прошел. Мы добрались до лагеря, поставили палатки и Глеб приготовил вкусный обед.

Потом я, Глеб и Володя пошли искать связь. Нужно сказать, что последний раз я пользовался телефоном в Кисловодске. Потом, в целях экономии батарейки я его отключил, а здесь уже он не принимал никаких сигналов. За 2 часа мы обошли все ближайшие возвышенности. Но ни билайн, ни мегафон (у Глеба) нигде сеть не принимали. Эльбрус был скрыт тучами, по ущелью ползло облако. По дороге обратно в лагерь мы встретили Мартина и Владимира Александровича. Они вышли погулять. Я заснял на телефон суслика, который не боится человека. Вернулись в лагерь. Недалеко от наших палаток стоят домики спасателей. У них что-то тарахтело. Оказалось, у них есть дизельный генератор. Они разрешили нам подзарядить аккумуляторы. Я зарядил подсевший от Го-про. Сейчас до вечера отдыхаем. Завтра утром идем вверх на Эльбрус до высоты 3500 м. Там у нас будет штурмовой лагерь. Завтра будет тяжелый день. Нужно будет набрать 1000 метров. Дальнейшую акклиматизацию будем проходить там.

03 июля 2013 года. Лучше бы я умер на первом акклиматизационном выходе! Не помню, чтобы мне было так тяжело! Мы шли вверх. Сначала дошли до немецкого аэродрома. Потом дальше вверх. Но теперь тропы (в привычном понимании этого слова) не было. Местами попадались пирамидки, сложенные из камней, означающие, что мы идем в правильном направлении. Шли по каменным осыпям, круто вверх, дыхание постоянно сбивается, сердце колотится, силы иссякают. Немного постоишь, отдышишься, дыхание вроде восстанавливается, идешь дальше. Делаешь несколько шагов и все заново. Мой дорогой друг, который сидит у меня на спине, весит, кажется все 100 килограммов. Тянет вниз. Плюс ко всему пошел дождь. Вышли к поляне грибов, остановились под одним, перекусили, сфоткались и пошли дальше. Подъем был не крутой, но идти стало еще тяжелее. Я шел всю дорогу за Глебом, который шагал медленно, но в одном темпе. Старался держаться рядом не потому, что у меня были силы, а потому что когда он останавливался, чтобы подождать отстающих, у меня было больше времени на отдых. В рюкзаки мы загрузили все тёплые вещи, ботинки и продукты на оставшиеся дни.

Пологий участок закончился. Глеб, по каким-то одному ему известным ориентирам определил на какой из склонов нам карабкаться. Дождь не переставал. С трудом помню, как мы взошли до следующего пологого участка. Потом был траверс по снежному полю. Дальше по камням опять вверх. Не скажу, что было запредельно тяжело, но очень существенно. Глеб как будто чувствовал, когда наши силы заканчивались, делал остановку и потом шли дальше. В конце концов мы вышли к лагерю, в котором виднелись постройки. Я так обрадывался, думаю ну всё, пришли! Оказалось еще не пришли. Это место коммерческого лагеря для «своих» туристов. А нам нужно идти дальше к стоянке МЧС. Ну дошли и сюда. Сняли рюкзаки, отдышались, установили палатки. Один из пустых кунгов МЧС (это такие будки-домики) мы приспособили под столовую. Дождь к тому времени перешел в снег, но нам было уже все равно. Пили чай с корнем имбиря и сгущенным молоком. Глеб сварил вкуснейший суп с макаронами и тушенкой. Потом играли в разноцветные карты а Владимир Александрович рассказывал истории из своей врачебной практики. Я решил проверить, нет ли сотовой связи. Всё-таки высота 3500 метров! К моему ужасу батарея на телефоне показывала заряд 1%. Сети не было. Оказывается вчера, когда я снимал суслика, я забыл отключить телефон. Фигово! Завтра в 7.30 идём на скалы Ленца. Нужно хорошо отдохнуть.

Как я ходил на Эльбрус (автор А. Кондаков)

04 июля 2013 года. Вышли в 8.30. Утро выдалось ясное. Эльбрус был как на ладони. Снег закончился ночью, был лёгкий морозец, на камнях лежал снег. Мы покушали, стали собираться, взяли теплые вещи и пошли одевать кошки. Глеб всем помог, отрегулировал, одел. Взяли ледорубы, палки и двинули. Сначала было довольно легко. Но потом подъём взял круче вверх, и стало тяжело. К тому же шли в связке. На мой взгляд это тяжелее. Идешь со скоростью самого медленного участника, следишь, чтобы веревка была натянута, если кто-то спереди или сзади остановился, приходится останавливаться тоже. Это сбивает с собственного ритма. Выглянуло солнышко и стало очень жарко. Мои теплые лыжные штаны и куртка грели очень тепло. Идти было очень тяжело. Сказывался недостаток кислорода, дыхание сбивалось, сердце колотилось, хотелось пить. Когда мы дошли до первых камней (не доходя метров 50 до нижних скал Ленца) отдохнули и пошли дальше.И тут у меня в глазах стало темнеть. Я остановился, стал дышать, веревка натянулась, нужно идти. Шаг, другой, глубокий вдох, выдох, снова вдох. Медленно состояние приходило в норму. Кое-как добрались до нижних скал Ленца. Посидели, передохнули, перекусили, стало легче. Пошли дальше вверх. Встретили двух мужиков, которые спускались с горы. Они сегодня взошли на вершину! Мы поднялись до 4700 метров. Отдохнули и стали спускаться. Спускаться было легче, чем подниматься, но ненамного. Ноги еле передвигались. Шел снег, видимость минимальная. Когда мы пришли в лагерь, даже не верилось, что мы дошли. Устали все безумно. Зашли в кунг. Глеб сделал горячего чая, приготовил ужин, мы отходили от похода. В ту ночь я спал как убитый.

05 июля 2013 года. Утро, по сложившейся традиции, было ясное и солнечное. Я проснулся от шума и разговоров за палаткой. Долго лежал, ждал, когда проснутся Володя с Глебом. Когда вышли из палатки, Эльбрус сиял обоими вершинами. Внизу долину закрывали облака, а с востока поднималось яркое солнце. Мы стали развешивать промокшие за вчерашний поход вещи. Покушали. Глеб предложил сходить к горному озеру, которое виднелось вдалеке ниже нашего лагеря. Т.к. сегодня день отдыха перед восхождением (Штурмуем Эльбрус завтра. В 2 часа ночи выход из лагеря), то поход к озеру по желанию. Группа разделилась пополам. Я, Владимир Александрович и Мартин решили идти к озеру. Володя, Женя и Ник решили не тратить силы и отдохнуть.

Как ни странно, чувствовал я себя великолепно! Сил было столько, что, казалось, могу забежать на Эльбрус. Глеб сказал, что это акклиматизация. Значит всё хорошо. Пошли к озеру. К этому времени солнце скрылось за тучами, пошел снег. Ветра правда не было. Глеб выбирал дорогу наверное по памяти. Идти под горку было легко. Женя одолжила мне маленький рюкзак, в который я положил накидку от дождя и перчатки. Классный рюкзак! Там есть питьевая система (такой пластиковый мешок для воды, который размещается в рюкзаке ближе к спине, и трубка от него, которая проходит вместе с лямкой и спускается спереди. На конце трубки специальный клапан, через который пьют воду).

Скоро вышли к озеру. К тому времени тучи разошлись, выглянуло солнышко, стало видно далеко вокруг. Красота неземная! Нагромождения скал, цветы, мох на земле и чистейшая, прозрачная до самого дна вода, покрытая тонким ледком. Посидели, полюбовались. Обошли вокруг озера, пофоткались и пошли назад.

Опустился туман, а быть может, мы зашли в облако. Обратно шли по своим следам. Пошла снежная крупа, затем выглянуло солнце и стало жарко. Идти вверх было конечно тяжелее, чем вниз, но не так тяжело, как накануне. Дошли до лагеря быстро. Устали не сильно. Я остался доволен нашей сегодняшней прогулкой. Попили чай, поели рисовую кашу, кабачковая икра, морковка, корень имбиря. Класс!

Стали готовиться к восхождению. Я вытряхнул из рюкзака все вещи и стал потихоньку сортировать, что нужно, а что нет. Володя подсказал мне, что можно снять верхний клапан рюкзака, и он станет легче. Пойду без клапана. Поменял батарейку и флешку на камере. В 6 часов будет ужин и отбой. Подъем в 1 час ночи.

Сегодня 6 июля 2013 года мы поднялись на восточную вершину Эльбруса. Встали в 1 час ночи. Попили чай, поели макароны с сыром. Наверное от волнения, еда показалась безвкусной. Поел только потому, что надо. Собрались, надели системы, кошки, взяли палки, ледорубы, связались в связки и пошли. Небо было прозрачное, звездное. Мороз где-то 5-6 градусов. В рюкзак я взял перчатки, теплую куртку, термос и 1,5 литровую бутылку с водой. Ночью идти было легко. Неожиданно быстро, всего с двумя остановками дошли до нижних скал Ленца. Там развязали связки и пошли самостоятельно. Начинался прекрасный рассвет. Мы были высоко. Выше облаков, которые ковром лежали над долиной и более низкими горами. Из-за горизонта вставало, пробиваясь сквозь облака красное, багряное солнце. Его лучи сверкали, играли и переливались на обломках ледника, этого безумного нагромождения ледяных глыб, которые находились далеко справа от нас. Зрелище было незабываемое! Дошли до средних скал Ленца. Выпили горячего чая из термоса, немного передохнули и пошли дальше.

Чем дальше шли, тем тяжелее становилось идти. Сказывалась усталость. Местами снег выдерживал вес человеческого тела, местами проваливался. Это сбивало с ритма, заставляло напрягаться, прилагать усилия. В ритм шагам про себя я напевал песню «Солдат всегда здоров, солдат на всё готов, и пыль как из ковров мы выбиваем из дорог. И не остановиться, и не сменить ноги. Сияют наши лица, сверкают сапоги!» так было легче идти.

Внизу клубились облака, сверху нещадно светило солнце, а из-за горы, как мне показалось, собиралась черная туча. Начал подниматься ветер. Дошли до верхних скал Ленца. Идти стало очень тяжело. Вершина горы была, казалось, совсем рядом, но мы шагали, шагали, а она оставалась на месте, не приближалась. Стала болеть голова. Тупо давило в затылочной области. Хотелось спать. Справа виднелась западная вершина и тоненькая цепочка людей, поднимавшихся вверх. Наконец мы подошли к финишной прямой. Пройдя довольно-таки пологий участок, мы сделали остановку. Глеб сказал, что здесь можно оставить лишние вещи. Впереди вершина! Я был измучен долгим переходом, но цель была так близко, поэтому я решил для себя, что зайду любой ценой! С удовольствием вытащил из рюкзака так и не пригодившуюся куртку, оставил бутылку с водой, придавил куртку камнем (так как дул сильный ветер) и приготовился к штурму. Взойти оставалось метров 400. Медленно, шаг за шагом, с остановками, наша группа уверенно шла вверх. Всем было неимоверно трудно. Но лично у меня, а как я потом выяснил, и у других членов команды, не было проявлений горной болезни. Сказалась правильная акклиматизация. Ноги передвигались с трудом, пот застилал глаза (хотя солнце скрылось). Солдат всегда здоров. Солдат на всё готов. И пыль как из ковров мы выбиваем из дорог… Медленно, в такт шагам прокручивал я у себя в голове. Все мысли ушли, а быть может я просто вогнал себя в состояние, когда голова отключается, а тело продолжает выполнять привычную тяжелую работу. Несколько шагов, остановка. Нужно идти. Еще несколько шагов. Солдат всегда здоров. Солдат на все готов. Остановка. Нужно бы посмотреть назад, как там дела у наших. Но сил нет, чтобы повернуть голову. Впереди вижу чьи-то ноги. Ноги идут вверх. Значит и мне надо идти. Упираюсь обеими палками в снег и делаю шаг. Вершина уже рядом. Солдат всегда здоров, солдат на все готов… Погода сильно портится. Ветер достигает почти ураганной (а может мне это только кажется) силы. Сердце колотится. Дыхания не хватает. Иду вперед. Я решил, что я дойду. Солдат всегда здоров. Солдат на всё готов.

Как я ходил на Эльбрус (автор А. Кондаков)

Я вышел на гору. Но это ещё не вершина! Оказывается, нужно пройти весь кратер, чтобы достигнуть высшей точки горы. Я остановился, чтобы отдышаться. Честно говоря, идти дальше не хотелось. Но впереди шел Антон, наш второй гид, которого Глеб нанял на поляне Эммануэля, для подстраховки (на случай, если кто-то не сможет дойти и нужно будет возвращаться), за ним шла Женя. Сзади подходили Мартин, Володя, Ник и Глеб, который шел последним и следил за состоянием членов группы. Я посмотрел на вершину (это был просто небольшой бугорок на противоположенной части кратера), на которой стояло какое-то непонятное сооружение, издалека напоминающее дорожный знак. Вперед. По ровной части идти было значительно легче. Скоро я был на вершине. Включил Го-про, поснимал немного. Подошли ребята, пофоткались. Сфотографировались с флагом «Планеты». Ветер был безумный. Нужно было возвращаться. Мы пошли назад.

Дамы и господа, леди и джентельмены, ребята. Если вы когда-нибудь захотите на Эльбрус, откажитесь от этой мысли. Если вы решили серьезно, и точно знаете, чего хотите, тогда вам нужно тренироваться. И не так как я (три месяца с перерывом в 1 месяц бегал по три километра легким темпом, иногда плавал и изредка приседал на одной ноге), а готовиться серьезно. Желательно не менее чем пол года. Дело в том, что неплохая (сравнительно со среднестатистическим жителем мегаполиса) физическая подготовка на равнине оказывается довольно-таки слабенькой, в условиях высокогорья. Также советую заранее посоветоваться с инструктором, на какие упражнения следует уделить особое внимание.

В общем, спуститься с Эльбруса ничуть не легче, чем взойти на него. Это я понял, когда сделал первые шаги вниз. Все силы были потрачены на подъём. Ноги утопали в снегу, их нужно было поднимать, переставлять, держать равновесие, чтобы не упасть и не съехать до ближайшей трещины или камня. На спуск работают совершенно другие мышцы, нежели на подъем. Они у меня оказались слабее. Ноги ныли. Передвигались автоматически. Спуск 400 метров занял у нас пол часа. Силы таяли. Взяли вещи, рюкзаки сразу потяжелели. Начинался снегопад. Нужно быстрее идти вниз. Пошли. Верхние скалы Ленца. Группа разделилась. Антон повел меня, Володю и Мартина. Женя набила мозоли на ногах и не могла идти общим темпом. Её, Ника и Владимира Александровича повел Глеб. Договорились встретиться на нижних скалах Ленца.

Как мы туда дошли помнится с трудом. Помню, что ноги подгибались, скользили. Не упасть и сохранить равновесие требовало много сил, которых и так почти не оставалось. Вспомнился случай, когда в юности, во время обучения в ВПУ я с парой друзей опоздал на урок физкультуры на 15 минут. За каждую минуту опоздания учитель давал 10 выпрыгиваний из полного приседа руки за головой. Мы выпрыгнули тогда по 150 раз. А на следующий день ноги сами подгибались при спуске по лестнице. Приходилось держаться двумя руками за перила. Чай закончился еще на вершине. Бутылка с водой потерялась где-то по дороге. Выручил Володя. Поделился последней водой. Опять выглянуло солнце. Но ветер не прекращался.

Когда мы подходили к нижним скалам, проходя мимо одной скалы, Володя что-то показал мне палкой. Я присмотрелся и увидел удивительную картину: на снегу, цепляясь лапками за льдинки с надветренной стороны пыталась удержаться Бабочка. Это была потрясающая картина! В ледяной пустыне посреди зимы это нежное создание. Совершенно непонятно, откуда он могла там взяться!

Антон пытался связаться с Глебом по рации. Не с первого раза, но ему это удалось. Глеб сказал, что они подходят, будут через 2 минуты. Дошли. Все снова вместе. Но опять разделяемся. Мы уже отдохнули и стали замерзать. Ребята должны отдохнуть. Пристегнулись в связку и пошли. Где-то далеко внизу виднелись черные скалы. Там наш лагерь. Путь вниз становился чем-то бесконечным, монотонным, наверное для чего-то необходимым. Через 2 часа мы пришли к лагерю. Я снял рюкзак, попытался снять кошки. Получилось не с первого раза. Снять ботинки было тоже почти невозможно. Для этого нужно присесть. А ноги как ватные. Уперся спиной об камень, развязал шнурки. Передохнули. Набрали воды в ручье. Поставили чайник. Медленно доходила мысль, что мы сделали, что хотели! Мы ВЗОШЛИ! И мы спустились.

Скоро подошли ребята. Было 16.30. Подъем и спуск заняли у нас 14 часов. Попили чай, покушали. Ник достал фляжку с виски. Разлили на всех, выпили за восхождение. Организм медленно приходил в себя.

Часов в семь вечера пришли какие-то ребята, думали, что мы спасатели. Не вернулись с восхождения 2 человека. Скалолазы из Эстонии. Вышли в 1 час ночи 4 человека. На нижних Ленца у одного началась горняшка. Один стал его спускать в лагерь, а двое продолжили восхождение. И до сих пор не вернулись. У Глеба был телефон спасателей. Спасатели выяснили обстоятельства и сказали ждать. Возможно, они спустились на южную сторону, или заночевали на седловине. Мы легли спать.

Как я ходил на Эльбрус (автор А. Кондаков)

07 июля 2013 года. Проснулись рано. Эльбрус был открыт. Солнце всходило и нагревало камни вокруг палаток. Мы с Володей разложили отсыревшие за ночь вещи на просушку. Два человека поднимались вверх, и были уже на полпути к нижним скалам. Скорее всего, это товарищи пропавших альпинистов. Нагрели чаю, покушали. Ноги побаливали, но терпимо. Стали паковать рюкзаки. В 10 часов пошли спускаться вниз. По дороге встретили спасателей МЧС, которые поднимались снизу на поиски пропавших. Накануне Глеб рассказывал историю, которая произошла с ним на Монблане. Девочке из русскоязычной группы стало плохо. По всей видимости, проявление горной болезни. Они вызвали спасателей, через 2 минуты прилетел вертолет и забрал девочку… Будет ли у нас когда-нибудь так? Мы пожелали спасателям удачи и продолжили спуск.

На поляне Эммануэля мы были примерно часа в 3. Разобрали вещи, покушали. Володя по дороге встретил человека из Кисловодска и попросился с ним доехать. Собрал вещи и уехал. Стало на одного человека меньше. Было немного грустно из-за того, что всё заканчивается. Я смотрел на горы вокруг, на проплывающие облака. Вдали, за речкой блеяло стадо. Завтра уезжаем домой.

08 июля 2013 года. Утро выдалось как обычно ясное. Эльбрус сверкал как на ладони. Казался таким доступным, чистым и спокойным. Поздно вечером накануне вернулись спасатели. Эстонцев нашли. Спустили. Живы. Поели, стали собирать вещи, складывать палатки. Машина должна была приехать в 10.00. Но её не было. Сидели на собранных рюкзаках и ждали. Как всегда яркое солнце припекало. Приехал за нами уазик. Водитель сказал, что «таблетка», которая привезла нас сюда приехать не смогла, и что нас повезет он. Я еще удивился, как же мы шесть человек с рюкзаками плюс водитель поместимся? Оказалось, что всё возможно. Рюкзаки привязали прямо на тентованную крышу уазика, сзади два человека сели на откидные сидушки и поехали. Через несколько часов мы были в Кисловодске.