Михаил Таланов – 06 авг 2014 15:15

.Ростов-на-Дону, август 2014 г.Папа - «Лена, а ты ведешь хронологию своих путешествий?»И Лена призадумалась...

Россия, Западный Кавказ, Узункол, июль 2014 г.

Нас к сборам осталось 3 участника и инструктор.

Подготовка началась за месяц до намеченного выезда. Собирали снаряжение, планировали питание. Продукты закупались за день до отъезда. Когда на кассе я обозрела весь объем продуктов....мне стало несколько не по себе. Роман увидев мое выражение лица сказал: «Славик не очкуй, я так сто раз делал». Так и повелось — Славик, не очкуй.

Я вышел из дома, захлопнулась дверь.
Здравствуйте звезды, ваш я теперь.

Состав нашего отделения : Роман Чижов, Рябкина Ольга и я, Юдина Елена Анатольевна. У нас было гордое звание «значки». Снаряжения на нашу маленькую группу было с лихвой — 2 веревки, оттяжки, френды, закладки, петли, расходник, скальные крючья и два скальных молотка. Вот только с карабинами мы дали маху. Маловато...маловато было.
Мы приехали в Хурзук, быстренько прошли погранзаставу и приехали в альплагерь Узункол.

Я люблю Узункол. Потрясающе красивые места. Свое очарование. Скальные хребты сильно изрезаны и воображение рисует потрясающие картины. Такой сладкий воздух, вода, хвойные породы деревьев и небо...в крупной алмазной россыпи. Вода в реке Узункол шумит так сильно, что ты тонешь в этих звуках, и мысленно бежишь вместе с ней вдоль живописных берегов, захлестывая этой необузданной силой все пространство и уносясь в неведомые дали....Установили базовый лагерь, познакомились с инструктором — Айзикович Сергей Михайлович, КМС по альпинизму, дождались прибытия Романа Чижова с продуктами. И вот мы все в сборе. Душа поет и жаждет бурной деятельности. Лекции. Скальные занятия — спуск под дождем в высокой траве и...привет лягушкам, ботинки промокли на сквозь. Меня это пугает. Это был единственный раз такого дискомфорта.
Первый выход на ночевки в ущелье Кичкинекол, ледовые занятия и восхождение на в.Кичкинекол с перевала Кичкинекол. Погода нас баловала все время, она позволяла воплощать планы в реальность. Мне очень повезло с напарником по связке — Романом Чижовым, потрясающий участник — жизнерадостный, не унывающий, всегда подбодрит и очень работоспособный.
После годового перерыва мне было не просто, больше всего меня волновала страховка. Я все время пыталась заложить веревку за камушки. На что Роман меня поддерживал словами «Славик, не очкуй». И я слушалась своего напарника, отвечая : «Да, белый господин».

Летом 2013 г. я на пути к в. Кара-Баши подумала «не альпинист я, не альпинист» и была крайне рада решению руководителя повернуть обратно..мы спустились и посмеявшись
объявили данное время провождение скальными занятиями. Помнится в тот день меня взяла в плен черника, мой напарник по связки дал мне 30 минут на взаимодействие с ягодой и потом силой увел меня со склона. В этом году черника не имела на меня уже такого влияния, видимо выработался иммунитет.
Так вот, тихой сапой мы приближались к вершине, я немного осмелела , вошла в азарт, стала высматривать дорогу и даже шла первой, правда совсем не долго. И вот она вершина Кичкеникол. О, боги! Как красиво!! И только я собралась раствориться во всей этой красоте....как товарищ инструктор попросил нас не рассиживаться и ввиду нашей черепашьей скорости двигаться в сторону спуска. Спуск на удивление не вызвал у меня грустных настроений и мы скатились вниз в лагерь.
Следующий наш выход был на Кругозор Мырды. Пока мы с утра собирались и выпускались, небо затянуло дождем и стало несколько грустно, сидим пьем чай и едим плюшки. Новички на выходе, третье разрядники тоже успели выйти до дождя, спортивные группы на восхождении.... коротаем время в компании с чаем. К пяти часам вечера выглянуло солнце, подмигнуло и предложило пуститься в путь в сторону ночевок, что мы и сделали. Нас ожидал элемент туризма, подъем по достаточно крутому склону с тяжелым рюкзаком, через участок криволесья... так называемая банька...мы идем, обливаясь потом и рот предательски ползет к ушам...я не могу сдержать улыбку, я наслаждаюсь процессом. Потом одна терраса, вторая..третья..и вот они ночевки. Ура!! Все хорошо, красиво и вода есть, вот только далековато и мы не взяли с собой тару для воды. Бегаем за водой с термосами и маленькими бутылочками. Сергей Михайлович над нами тихонько посмеивается. Я иду за водой, подхожу, начинаю набирать и вдруг вижу меня рассматривает самец тура. Зашел с одной стороны, зашел с другой стороны и потом хлоп, свистнул своим друганам «мол, пацики идите сюда, здесь девки», примчались еще двое...ма-ма..и вот я уже в какой-то луже набираю воду. Самцы пришли на водопой...а тут я. Чай мы все же попили. А утром на подходе к гребню, Кругозор Мырды 2А, небольшое стадо туров все время с любопытством наблюдало за нами сверху, что несколько осложняло движение к гребню. Туры отнеслись к нам с пониманием и камнями не кидались. Милые создания. В четыре часа дня мы уже были на бивуаке. Загорали, отдыхали. Цветы, букашки, солнышко....лепота. Не жизнь, малина.
Ночью было очень тепло, вообще меня этот выезд удивил жаркими ночами. И храпом...Сергей Михалыч был в ударе. В общем ночь мы скоротали вместе со звездами и звуковым сопровождением. Утро, ура!!! Траверс Трезубца 2Б. Опять ползем черепашьим шагом, Сергей Михайлович нас постоянно подгоняет. К Восточной вершине подходим уже по непогоде, гроза. Гром громыхает, облачность сгущается, дождик крапает. Инструктор дает команду уходить вниз. Мы снимаем системы, не спеша укладываем в рюкзаки и тут хрясть....я не знаю что это было, но нас как ветром от туда сдуло...и мы уже несемся с спусковому кулуару, ветер так и свистит в ушах. У меня начинают ныть колени, накатывает усталость.Накрапывает мелкий дождь. Добрая матушка погода позволила нам дойти до палатки и обрушила с неба столп воды. Сверкала молния и гремел гром, я считаю секунды...когда разница стала в 5 секундах, я тихо порадовалась что мы палатке и ..... расслабилась. Уютно устроившись в палатке, радуясь спальнику и сухим вещам, я проваливаюсь в сон. Дождь сделал перерыв. И наш скороход Ольга предложила уйти в лагерь. Не все были с Ольгой согласны, Оля загрустила и небо вместе с ней, и вылило на нас всю оставшуюся воду. Проснулась от жары, в глаза светит солнце и небо такое голубое, голубое. Через 4 часа мы были внизу. Спуск после дождя...это песня..криволесье, испарение, вокруг прелестный пейзаж...боже, как это красиво. Вспомнился кадр из фильма «А зори здесь тихие», когда они на рассвете проснулись и наслаждались звенящей тишиной. А вечером был теплый душ, жаренная картоха, горячий чай и песни акапельно.
Не знаю как окружающим, а нам понравилось. Душевно посидели. Помнится только к Кате сначала подошла Лина, а потом Санек, наверное попросили тише петь. После Санька и еще пары песен я тихо, по английски, не прощаясь ушла спать.
Боевой настрой толкал нас на подход к ночевкам, но крепкий чай сделал свое дело и дождавшись дневного дождя, с чувством выполненного долга мы ушли спать, отложив выход на следующий день. У нас по плану 3А и 3Б по Фильтру. И вот отдохнувшие и бодрые, мы топаем известной нам тропой на ночевки под Фильтр. Здравствуй Фильтр, Трапеция, Двойняшки — мы опять к вам в гости. И всю дорогу я не устаю наслаждаться красотой этого ущелья, оно меня завораживает, манит и снова рот расползается в улыбке. Натягивает дождик, но к полуночи звезды снова нам подмигивают. Выход в 4 утра. Затяжной подъем по гребешку и вот он ледник, обходим северный контрфорс, переходим рантклюф и мы в кулуаре. Михалыч провешивает первую веревку, мы стоим и умничаем — я бы пошел вот там, там отличные ступени, а я вот там бы бахнул...Михалыч ты куда шкребешься? Перила готовы, мой черед идти. И я иду..
В конце тоннеля яркий свет и я иду,
Иду по выжженной траве, по тонкому льду.
Не плачь я боли не боюсь, ее здесь нет...

Шкряб, шкряб вылазию по границе снега и скал, перехожу на так понравившиеся мне ступени...и ни фига это не ступени, все живое и скользкое. Как он здесь прошел? Ни фига я не альпинист, не альпинист. Вот она спасительная база. Уф. Следующую веревку лидирует Роман, нам нужно вверх и вправо на зеленую полку, опять ступени. И снизу все так ровно и красиво....Роман подходит к нависанию, плевое дело, раз и ты там, а наверху зеленеет травка, торчат цветочки и живые камушки. Шкряб,шкряб и я вижу как на руках надуваются вены и скользят ботинки по мокрой скале и глаза напарника от удивления...Таких глаз я у него еще не видела, он всегда смеется...
Спускается вниз на базу. Михалыч говорит : «Ну, я сразу понял что нам не туда» и мы шагаем через снежник трехтактным и уходим влево вверх по короткой полке на ребро. Чуть выше, недалеко от внутреннего угла идет длинная зеленая полка прямо на плечо к контрольному туру, на нее смотреть страшно, не то что бы лезть. Я перевожу дыхание что нам не туда, и думаю как-то сильно большая разница между 3А и 2Б. Вылазию на верх по перилам и оказываюсь в отличном месте, балкон с прекрасным видом. Сюда бы чашечку с дымящимся кофе и шезлонг. Это была наша крайняя веревка вверх. Мы опять не там. Идем вниз. Спускаемся на ледник, чешем репу и зырим по сторонам, куда же нам все таки идтить. Мужчины совещаются, читают описание, снова смотрят на гору и опять совещаются, я тихо молчу себе в тряпочку и радуюсь снегу под ногами. Потом пьем чай, потому как в горле засуха и уходим на ночевки. Внутри пусто и даже песни не поются. Приползаю вниз, все болит и ноют колени. 3А блин. День объявляется скальными занятиями в режиме он-лайн. Принимаем решение завтра снова идти по маршруту 3А. Я засыпаю на часок. Потом готовим ужин, кушаем и мужчины уходят спать, я снова смотрю на небо и выглядываю Кудряшева Лешу и Сапотницкого Юру, они должны спускаться с перевала Кичкинекол, у нас остался супчик для них. Потом моргаю и засыпаю. Подъем в 4 утра и выход в 5. И снова этот затяжной подъем, ноги ели идут, я отстаю от мужчин и ковыляю как черепаха, наконец ледник. На подходе к северному контрфорсу уже все отлично, и ноги идут и глаза не закрываются. У Ромки настрой — залезть на гору и тикать до дому. Пересекаем рантклюф слева на право и подходим под внутренний угол, мокрый и скользкий. Роман идет первым. Пока он организует перила у меня уходит веревка вниз ранклюфта и цепляется за скальный откол. Приходится спускаться вниз, выцарапывать ее от туда и мило пробираться к внутреннему углу и выжумаривать вверх. Я уже немного устала, ноги скользят и жумар клинит. Вот зараза. Я совсем забыла что можно
жумарить в полном висе, и не сняла перчатки. Они мокрые и совсем не хотят со мной сотрудничать, Михалыч ругается наверху что я застряла и время идет, я начинаю злиться и на этой волне поднимаюсь по углу и выхожу на полку, а там меня встречает напарник и снова все отлично. Спасибо тебе напарник, без твоей поддержки я наверное бы совсем скисла. Потом косая полка полная живых камней, мы идем одновременно и подходим под очередной снежник, вполне безобидный и очень мило лежит. Вообще на этой горе для меня постоянно творились чудеса, по заказу наверно. Обычно смотришь под перевал — он стоит, ближе подходишь — он ложится, ты идешь. Не ложиться значит нам ни фига не туда. Здесь все на оборот — смотришь склон и снежник лежат, ближе подходишь — лежат, совсем близко подошел — стоят. Волшебство. Ушли вверх на одну веревку трехтактным по снегу и потом налево по вертикальной полке вылезли на плечо контрфорса, сказочные серые плиты, приятный угол подъема, можно в футбол гонять и вот он контрольный тур. Ура! Мы вылезли куда нужно.

Не секрет, что друзья не растут в огороде
Не продашь и не купишь друзей
И поэтому я, все иду по дороге
С патефоном волшебным в тележке своей

По сильно разрушенному скальному гребешку выходим на основной гребень, идем плотной группой одновременно. Небо затягивает тучами и нам самое время свернуть в сторону перевала и драпать вниз, но вершина как раз в диаметрально противоположной стороне. Срывается дождик, мы в облаке. Два раза нас накрывает град, нет не так — градик, как будто небеса нас ласково журят, мол ребятушки вы куда? Внизу в ущелье все темно серое, а у нас так...облачко. Проходим трапециевидный провал, потом еще один провал. Как раз то место где рекомендуют оставить веревку для подъема. Я стою на какой-то полке по середине скальной стены и мне надо куда-то вниз спускаться, а время уже 16:30 и еще отсюда надо обратно вырулить. Блин, думаю о холодной ночевке и не радует отсутствие пуховки и чего нибудь еще. Ромка глядя на барышню говорит «Славик, не очкуй». И Славик (Лена) идет вниз и думу думает, что он не альпинист, не альпинист вовсе. А куда деваться. деваться мне некуда. Спуск оказался самым обычным и не страшным, немного округляла глаза на подъеме обратно, но здесь снова на помощь пришел Роман. Так тихой сапой мы добрались до вершины и случилось чудо, ушло облако, появилось солнце и открылась потрясающая красота. Вот за этим лично я иду. Эта красота моя слабость. На перевал мы вышли ночью в полной темноте, фонари не в счет. Небо ясное, звезды крупные. Это самый мой лучший променад перед сном. Снежник на перевале покрылся жесткой коркой, местами переходящей в лед и плюс крутизна склона в верхней части 90 * и под тонким слоем снега лед, пришлось вырубать столбик для организации точки страховки, потому как ледобуры мы оставили в схроне. Мы ведь не собирались так долго любоваться красотами. Спустились на бивуак в 3 часа ночи. Я сразу легла спать, мужчины еще чаевничали. Этой ночью я спала как младенец. Помню только одно, моргнула и уже солнце. Дорога в альплагерь на следующий была самая длинная. Пока мы исследовали Фильтр народ спустился в базовый лагерь, разрядники провели посвящение новичков. Жаль что мы пропустили сие событие. Альпсборы подошли к своему завершению, пакуем чемоданы и адъю. А уезжать так не хочется....Огромное спасибо Денису за помощь в погрузке моих тяжелых рюкзаков и за чудный завтрак. За 15 дней я порядком устала от бесконечной готовки пищи.
г. Ростов-на-Дону. За окном уже ночь, я третий день в городе. Процесс реклиматизации на удивление проходит легко. А перед внутренним взором стоит самая красивая картинка — мы на Фильтре, в ущелье Кичкинекол лежит облачность, со стороны Грузии ясное небо, видны ледники и снежники молочным киселем стекающие в долины, хребты напоминающие торт «Тирамису». Солнце уходит за хребет, темные рваные облака цепляются за вершины скалистых хребтов, необъятные просторы уходящие за горизонт и пьянящий воздух.

Автор: Юдина Елена

«Лена, а ты ведешь хронологию своих путешествий?»