Михаил Таланов – 07 авг 2014 12:29

Далар (3979 м) - вершина в Главном Кавказском Хребте, являющаяся доминирующей в ущелье Кичкинекол и одной из самых высоких в районе альплагеря “Узункол” (только на 4 м ниже самой высокой вершины района – Гвандры). Далар расположен на стыке Карачаево-Черкесской Республики РФ, Абхазии и Сванетии. С точки зрения альпиниста наибольший интерес представляют Северные склоны Далара, на которые проложено более 10-ти маршрутов 5Б-6А категории сложности (пять маршрутов 6А к.с.). Наиболее логичным путем на вершину с Севера является маршрут Степанова (Семенова) 5Б к.с. по Северо-Восточному ребру, который характеризуется значительной протяженностью (37 веревок!) и перепадом высот (более 1000 м!). Прохождение именно этой легендарной линии на вершину Далар и стало нашей (Таланов Михаил и Максюков Артем) основной целью на сборах секции альпинизма клуба “Планета” в альплагере “Узункол” в 2014 г.

Впервые Далар я увидел на сборах в 2012 году, будучи еще третьеразрядником. Вершина поражала своими исполинскими размерами, крутыми скальными сбросами и замысловатой, похожей на царский трон, формой. Тогда, рассказы старших товарищей о прохождении маршрутов на Далар звучали как-то фантастично и столь нереально, что я даже в мыслях не допускал, что когда-нибудь со мной произойдет нечто подобное. Я не ставил перед собой каких-либо амбициозных целей, но образ непреодолимой громады засел у меня в подсознании и на протяжении двух лет он мирно и незаметно там обитал, как бы невзначай, подстрекая к усиленным тренировкам. Прошло два года и мысль о том, что если ехать в Узункол, то идти на Далар, укоренилась в моей голове. Решение было принято. Составить мне компанию на это мероприятие согласился мой друг, надежный товарищ и сильный альпинист – Артем Максюков. И вот 18 июля 2014 г. мы отправились к нашей цели.

Далар

Профиль нашего маршрута - гигантское СВ ребро выводит практически на вершину

По прибытию в лагерь, для акклиматизации и разминки, мы направились на Доломитские ночевки, расположенные на берегу живописного озера. Погода встретила нас затяжными дождями, что не помешало совершить наше первое восхождение на Северный Доломит по маршруту 2А к.с. Для “разлаза” нами был выбран маршрут Фойгеля “Мечта” на Центральный Доломит 4Б к.с. Маршрут запомнился очень приятным “Крымским” лазаньем (некоторые участки мы проходили дважды по различным вариантам) и адекватной скалолазной классификацией (F6a – это участок идентичный ключевому месту на скалолазной дорожке уровня 6a), что не характерно для большинства альпинистских описаний. Так как маршрут является новым, то по старой доброй традиции наших чиновников от альпинизма его явно недооценили, присвоив 4Б к.с. (первопроходцы просили 5А), что необходимо учитывать дальнейшим восходителям. В общем, наша разминка удалась и с чистой совестью мы направились в лагерь отдыхать. Ночевки на озере выявили ряд конструктивных особенностей того шедевра китайской инженеро-швейной мысли, что гордо носит имя палатка и который нам предстояло брать с собой на штурм Далара. Поэтому день отдыха прошел в вялотекущем ремонте нашей переносной халабуды c непрерывным фоновым поеданием съестных припасов. На следующий день мы выдвинулись на ночевки в кармане морены ледника Большой Кичкинекол.

На маршруте Фойгеля

Получаем удовольствие от маршрута

Работа на маршруте. Затяжной внутренний угол

Карнизы - ключ маршрута

На ночевках нас встретило стадо яков, мирно пасущихся недалеко от мест для палаток. Пищевая Вакханалия, случившаяся накануне, и затяжная непогодь заставили нас отступить в базовый лагерь, оставив на ночевках часть снаряжения. Следующий день прошел максимально продуктивно: врач сборов ФСБ выдал мне кучку таблеток, а начальник КСП Юрий Юрьевич Арцишевский взялся за улучшение погоды в районе. В итоге на следующий день мы уже выгоняли яков из нашей палатки в кармане морены. Ночью предстоял выход на восхождение…

Яки на ночевках

Ночевки в кармане морены

Конечно, поспать не удалось – первая 5Б как-никак, да еще и на такую большую Гору. Ночь прошла в ожидании подъема и в поглядывании на часы. В 00-30 подъем в 2-00 отправляемся в путь. Столь ранний выход обусловлен опасным ледовым походом: с кулуара постоянно сыплет на начало маршрута. Шли очень размеренно сначала по бараньим лбам, потом по леднику. Особенности расположения трещин на леднике мы изучили еще при подъеме на Доломитские ночевки и, постоянно сверяясь с изображением на фотоаппарате, корректировали свой путь. Одна из трещин проходила по всей ширине ледника, но нам удалось отыскать нагромождение ледовых кубов заклиненных между собой, которые выступали в роли очень страшного ледового мостика. Порой чувствовалась нехватка ледовых инструментов, целенаправленно не взятых с собой из-за стремления к уменьшению веса переносимого снаряжения. Так же много эмоций доставило поскрипывание и потрескивание этих подмороженных кубиков, в моменты, когда мы проходили по ним.

Далар

Ледовый подход под начало маршрута

В небе только начинали полыхать рассветные краски, а мы уже стояли у начала осыпной полки, пересекающей поперек Северо-Восточное ребро Далара и являющейся началом нашего маршрута. Стояли так сказать – немного озадаченные. Бергшрунд с которого обычно заходят на полку вырос до размеров 9-ти этажного дома, а оголенные бараньи лбы были уж как-то слишком гладки, чтобы по ним лезть. Ни веревка нависающего глетчерного льда, ни беспросветное ИТО на подходе к маршруту нас не привлекали, и мы вновь обратились в маленький экранчик нашей мыльницы. Там мы и отыскали вожделенный план “Б”, на который обратили внимание еще при разведке маршрута. На нашу, основную полку, ведет небольшая наклонная полочка, начинающаяся на 100 метров левее. Преодолев ранктлюфт, мы все-таки зацепились за начало скальной части маршрута. Хотя цепляться было особо не за что – первые четыре веревки представляли собой сплошную сыпуху, что очень сильно напрягало. К восьми утра мы вылезли на основание Северо-Восточного ребра и решили немного передохнуть. Помню свои ощущения: сердце выпрыгивает из груди, руки трясутся – это же моя первая 5Б. Выпили чайку и закусили ЕЕ сухофруктами))). Пошли дальше. Первые веревки маршрута были насыщены травянистыми полками, что заставляло двигаться очень аккуратно. В ботинках не полезлось – одел скальники. Поначалу у меня были некоторые торможения: для якорей все трещины казались глухими – сказывалось отсутствие практики, ведь на Фойгеля мы ходили без молотков, да и не самые трудные участки лазанья преодолевались с психологическим дискомфортом – влияние Горы. После участка R9 мы поменялись и первым начал работать Артем, давая мне тем самым возможность привыкнуть к Горе и к ритму маршрута. Не успели мы пройти и одной веревки, как началась гроза. К слову сказать, над Даларом постоянно висят тучи, и факт ухудшения погоды не заставил нас врасплох: вылезли на ближайшую полочку (их на маршруте предостаточно), сделали перила, поставили палатку, стали пережидать…обидно в разгаре рабочего дня терять три часа…попытались уснуть. Шум дождя, повсеместное журчание ручейков и завывание ветра создавали в наших головах причудливые звуковые галлюцинации – нам обоим казалось присутствие огромной цыганской свадьбы где-то там, за очередным перегибом.

Первые веревки маршрута

Далар

Работа на маршруте. После дождя приходится работать в кошках

Не так скоро как хотелось, но дождь закончился, и мы продолжили работу на маршруте с новыми силами. На мокрых скалах приходилось работать в кошках, а участков проходимых одновременно было очень мало. Все это снижало скорость нашего передвижения и к началу сумерек мы были только на первой снежной полке. Решили заночевать выше - на второй полке, до которой было еще две веревки. Добравшись до нее, мы обнаружили, что поставить палатку там очень проблематично и даже минимального отдыха у нас не выйдет. Недолго посовещавшись, приняли решение дюльферять до первой полки, а веревки оставить на ночь в качестве перил. Уже при свете фонариков поставили палатку и приготовили долгожданный ужин. Подъем был намечен на 4-00.

Вид с ночевки на первой снежной полке

С первыми лучами солнца мы начали работу на маршруте – достаточно быстро прожумарили до второй снежной полки и прошли еще две веревки до огромной снежной террасы, пересекающей всю северную сторону Далара, и мысленно отделяющую Северо-Восточное ребро от вершинной башни. Совершив траверс до границы плеча Далара, мы оставили наше бивуачное снаряжение в укромном месте и налегке пошли обратно к основанию башни. Дело в том, что первый вариант нашего маршрута (вариант Николая Михайловича Семенова 1956 года) после выхода на снежную террасу сливался с тройкой. Однако только спустя шесть лет группа под руководством Виктора Степанова прошла башню “в лоб” через 120-ти метровый камин, выводящий практически на саму вершину. В техническом плане преодоление вершинной башни не вызвало у нас каких-либо затруднений, а благодаря тому, что мы оставили бивуак на плече, нам удалось избежать использования перильной техники. Но, как обычно, свое слово сказала погода. Когда камин был пройден, а до вершинного гребня оставалось чуть менее веревки, началась гроза. Сильная гроза. Молния ударила в вершинный жандарм и ее разряд с треском докатился до нашей станции. Мы понимали, что идти наверх – самоубийство, а дюльферять вниз по пути подъема означало оставить значительную часть снаряжения, сил и времени. Единственный разумный выход – переждать грозу на станции и спускаться через вершину на Юг, к большой полке рассекающей Южные склоны Далара и выводящей на плечо к месту нашего бивуака.

Гроза не прекращалась. Дождь сменился градом, а затем и снегом. Сначала мы промокли, а потом еще и замерзли – стоять на узкой полочке несколько часов и ждать улучшения погоды – то еще удовольствие. В сильно подзамерзшем состоянии мой мозг, не ведая, что творит, пожелал “Чтобы ветерок подул, и снежные тучи унес прочь”. Ветра нам как раз и не хватало…Снег теперь летел хлопьями перпендикулярно стенам, облепливая нас с ног до головы. Прошло два часа. Видимость по-прежнему была нулевая, но раскаты грома были в стороне от вершины (если судить по звуку, то где-то в 500 метрах от нас). Мы приняли решение совершить отчаянный бросок к вершине, чтобы как можно быстрее начать спуск. На вершинном гребне у нас произошло досадное недоразумение с веревкой, что потребовало лишних полчаса работы. Но преодолев мелкие технические оплошности, нам практически сразу удалось найти оптимальный путь спуска с вершины и под усиливающиеся вопли непогоды мы спустились на три веревки вниз, на Юг в сторону спасительной полки. По ней, блуждая в снежных облаках, мы иногда посматривали направо в направлении горной Грузии. Сванетия манила нас прекрасными озерами и относительно неплохой погодой, но мы не из тех, кто нарушает границу РФ и в угоду своим прихотям оскорбляет закон и порядок! Вариант спуска с Горы был только один – через бастион, но об этом чуть позже. Добравшись до плеча, мы отыскали наш бивуак, подготовили ветрозащитное место под палатку и устроились на ночлег. Сухих вещей, надо сказать, у нас больше не было. Спальник со сломанной молнией, как у истинных адептов стиля Fast&Light, был у нас один на двоих. Ночевка ожидалась холодной. Последние три часа на вершине подвели нас к состоянию неслабого переохлаждения, и, первое, что я сделал, как только мы поставили палатку, это закутался в спальник. Стараниями Артема, был приготовлен суп - наверное, самый вкусный и горячий суп в Мире.

На следующий день проснулись очень поздно - в 7-00, так как позволили себе не ставить будильник. Погода порадовала нас теплыми лучами солнца, и, мы, подобно отшельникам на необитаемом острове после долгих дней засухи, судорожно расставляющим все имеющиеся в наличие емкости при приближении дождя, стали спешно раскидывать наше мокрое шмотье по окружающей территории. За пару часов наши вещи подсохли, а настроение приободрилось. Мы выдвинулись к снежному ножу, выводящему на начало дюльферов с бастиона.

Далар

Профиль вершинной башни с ночевок на плече. Слева видна полка

Замок, Двойняшка и снежный нож - вид с ночевок на плече

Я изрядно переживал перед восхождением на счет спуска, ведь нас ждало 17!!! дюльферов проходящих по бастиону вблизи шестерок. Вдобавок основной расходный репшнур нами был куплен в Ашане!!! в отделе с бельевыми прищепками!!! Эти мысли не давали мне покоя, и, почувствовав мои внутренние переживания, Артем успокоил меня, - спускаясь в три такта по крутому снежному ножу, он сказал: “Тут вполне безопасно!, если что и случится, то ты успеешь прыгнуть на другую его сторону”. Надо сказать, что мои ощущения тогда чем-то отличались от предполагаемых для человека, кладущего деньги в швейцарский банк, или объезжающего на новеньком Мерседесе, выбегающих из ночной чащи оленей, ну или, что там еще у нас связано с волшебным словом “безопасность”?! Но, я собрался и взял себя в руки – три сезона в майском Архызе научили меня не бояться рыхло-хлюпких субстанций, однотипно называемых южными народами нашей Родины снегом. Начало дюльферов можно было и пропустить, но наличие подробных описаний и слаборазличимые зеленые отметки на камнях не позволили нам этого сделать. На леднике мы были через 3.5 часа. Спуск прошел идеально: станции надежные, направления помечены краской, с полок не сыплет. Всем настоятельно рекомендую спускаться ТОЛЬКО ТАК И НИКАК ИНАЧЕ!!!)))

Далар

Спуск по снежному ножу в три такта

Переход со снега на скалы к началу дюльферов

Снежный нож

Дальнейший поход по леднику оказался несколько проще, чем мы предполагали. Лишь в одном месте пришлось приспуститься на три метра в трещину, чтобы преодолеть широкий ледовый разрыв. Все остальные препятствия обходились явно и однозначно. В 18-30 мы были на ночевках, снова выгоняя яков из нашей палатки. Погода опять стала капризничать, и, дождавшись связи с нашими товарищами на Замке, мы свернули бивуак и начали спуск в лагерь. Дальше нас ждал день отдыха!!!, прогулка с элементами каньонинга и торжественный обряд посвящения новичков.

Далар

Вид на спуск по леднику после дюльферов с бастиона

Обходим трещины

Бастион Далара

Далар

Так как на вершине мы попали в грозу, фото с флагом пришлось делать внизу

Через два дня мы вновь стояли перед Даларом – вышли на прогулку, и ноги сами привели нас к нему. Он по-прежнему стоял, закрывая своими стенами полнеба, ощетинившись ледовыми разрывами у своего подножия, опираясь на свое огромное Северо-Восточное ребро, а над башней, все так же, висели грозовые облака, лишь изредка открывая нашему взору его вершину. Но, что-то изменилось в нашем отношении – уже не было той суетливой опаски при просмотре мельчайших деталей рельефа на маршруте. Мы все еще побаивались этой Горы, но смотрели скорее с благодарностью, чем со страхом. С благодарностью, за то, что она нас отпустила.

Двойняшка, Далар, Шоколадный и Трапеция (слева на право)

Далар

Далар-вид с ночевок в кармане морены

В заключении хочу поблагодарить начальника КСП альплагеря “Узункол” Арцишевского Юрия Юрьевича за сочувствующее к нам отношение, а также Артема Максюкова за дружескую поддержку и отличную работу на маршруте.