Глеб – 17 сен 2014 12:13
Эта новость связана с путешествием:Казбек с Севера

В 2013 году Алексей сходил на Эльбрус с севера и описал свои впечатления и наблюдения в рассказе, представляем Вам продолжение. Теперь уже Казбек с Севера)))

День первый.

4 июня 2014 года в 15 часов нашу группу в количестве 7 человек привезли в поселок Кармадон к воротам пограничной заставы. Кроме меня, Глеба и Ольги Вячеславовны в нашей команде были участники нашего прошлогоднего восхождения на Эльбрус англичане Владимир Александрович, Мартин, а также их коллега Пол. Седьмым нашим товарищем был Владимир, член клуба Планета, неоднократный участник различных походов и просто хороший парень. Пока Глеб решал вопросы с пограничниками, мы стали переобуваться, разбирать личное, общественное снаряжение и продукты. Сразу стал накрапывать дождик. Сначала редкие крупные капли, потом всё чаще и, наконец, пошел настоящий дождь.

Как я ходил на Казбек (автор - Алексей Кондаков)

До первой стоянки нужно было идти вверх по ущелью вдоль реки Геналдон. Река бурная, широкая, вода мутная, грязная. Идти было недалеко. Шли вверх по дороге, время от времени перепрыгивая небольшие ручьи и обходя крупные лужи с головастиками. Мой дождевик создавал парниковый эффект, и я под ним был такой же мокрый, как если бы шел без дождевика. Дождь закончился как раз к тому моменту, когда мы подошли к нашей первой стоянке. Так называемые НИЖНИЕ ГОРЯЧИЕ ВАННЫ. Нужно сказать, что перед походом на Казбек я читал несколько рассказов о восхождении на Казбек, поэтому такое название уже слышал. Но прочитать и увидеть - разные вещи. За сооруженной из металлического профиля кабинкой (условно так назовем это сооружение), стоят две настоящие металлические ванны, в которые по пластиковой трубе набирается горячая минеральная вода. Можно купаться. Место довольно-таки доступно, местные жители приезжают сюда на машинах, принимают ванны но, к сожалению, оставляют за собой большое количество мусора. Тем не менее искупаться там было очень приятно. Усталость как рукой сняло. Пока мы купались, Ольга Вячеславовна приготовила нам очень вкусный борщ. С борщем ели лаваш, Осетинские пироги, майонез, лук, чеснок, потом дыня, огурцы, чай с вафлями. Я не пожалел что пошел в поход!

День второй

Следующий день 5 июля прошел спокойно. Сначала с пол часа поднимались круто вверх, потом вышли на тропу. Тропа - это бывшая дорога, которая действовала до схода Кармадонского ледника. Сейчас она поросла деревьями, осыпалась, её завалили камни, размыли ручьи и уже только местами можно понять, что это была дорога. По ней мы шли с небольшим подъёмом почти весь день до самых ВЕРХНИХ ГОРЯЧИХ ВАНН. Утомительно, жарко, не сильно трудно, но целый день! Уже к концу перехода, когда стало видно палатки с поднятым над ними Осетинским флагом и людей в плавках, я понял, как я устал и хочу отдохнуть. Мы остановились, сняли рюкзаки и Глеб пошел искать место для лагеря. В это время из ближайшей палатки вышел человек и стал приглашать нас покушать мяса и выпить коньячка с водочкой. Зная Осетинские обычаи с их тостами и правилами ведения стола, я подумал, что если мы к ним зайдем, то ни на какой Казбек мы уже не поднимемся. Мы отказались. Разбили лагерь, разложили вещи, поужинали и пошли купаться.

Как я ходил на Казбек (автор - Алексей Кондаков)

Место Верхние ванны очень замечательное. Из земли бьют горячие источники. Температура градусов 70. И эта горячая минеральная вода заполняет каменные ванны. Из одной ванны вода перетекает в другую, затем в третью и т.д. В каждой следующей ванне вода более прохладная. Также температура в каждой из ванн регулируется открыванием или перекрытием горячих ручейков. Например вода в ванне очень горячая, ручей который её наполняет перекрывается камнем и направляется в другую ванну.

Когда мы пришли купаться, в одной из ванн сидел человек. Я попробовал рукой воду в ближайшей к источнику ванной и понял, что там я не только не высижу, но даже не залезу. Мы окунулись в ту, где сидел мужик. Он рассказал, что Кармадон переводится как горячая вода, и именно из-за этих источников Кармадонское ущелье было очень известно в Советском Союзе, а затем и в России. Пока не сощел ледник, от этих источников были проложены трубы и вода подавалась в санаторий в Кармадоне. Кстати, сейчас санаторий стоит разрушенный.

Как это приятно, полежать в горячей минеральной воде и посмотреть на великолепные вершины и причудливые скалы, окружающие Верхние ванны со всех сторон. Пока купались, увидели как собака утащила что-то из чужой палатки. Наш сосед по ванной расстроился, сказал что это его палатка и там у него лежал сыр. После купания спалось замечательно.

День третий

На следующий день 6 июля вышли около 8 утра.

Ох, вот это был денёк! Так трудно, и так интересно мне ещё никогда не было! Именно сегодня я понял, что восхождение на Казбек – это вам не восхождение на Эльбрус. Шли по крутым осыпям, взбирались наверх пока не дошли до ледника. По леднику во множестве стекали ручьи разного размера, осыпались камни. Глеб каким-то чудесным образом при помощи кошек и ледоруба забрался наверх, закрепил веревку и мы все по очереди, пользуясь жумаром залезли наверх. 44

По леднику очень много трещин, промоин, несколько раз приходилось перебираться через глубокие бурные реки, прорезающие ледник. Экстремально. Хотя шли в кошках, они периодически проскальзывали, в них тоже нужно уметь ходить. На обед остановились, когда прошли ледник, возле гребня. Передохнули, подкрепились и пошли вверх. Может быть я и ошибаюсь, но как мне показалось, подъём где-то градусов 45. Тропы как таковой нет. Т.е. есть осыпи по которым можно идти, а есть по которым нельзя. И вот там где идти можно – это и называется тропой. Нам нужно было подняться до высоты 3500 метров. В одном месте поднимались с жумаром, т.к. было очень круто и подняться там без страховки и с рюкзаком из нашей компании могли бы только Глеб и Оля. Внизу прямо под тобой острые скалы и дальше пропасть до ледника. Было страшно.

Как я ходил на Казбек (автор - Алексей Кондаков)

Дальше шли всё вверх и вверх. Когда до стоянки оставалось уже недалеко, пошел дождь. Идти сразу стало гораздо тяжелее. Плащи быстро промокли, было очень холодно. Через какое-то время ручейки с мокрых штанов стали стекать в ботинки. К счастью через несколько минут мы вышли на ровную площадку и разбили лагерь. Продрогли все до косточек. В палатке сидели в мокром термобелье и от нас парило как от печки. Потом переоделись в сухие вещи, попили горячего чая, Оля приготовила суп и стало совсем хорошо. К вечеру дождь закончился и стало видно долину, в которой горели огни Владикавказа. Очень красиво! Как в голливудских фильмах!

Ночью был сильный ветер. Палатку сильно трепало. Я часто просыпался. Периодически шел дождь.

День четвертый

Наутро погода была лучше, чем вечером, но небо было затянуто тучами, дул ветер. Кое-как на ветру просушили вещи и пошли вверх. По плану должны были подняться до высоты 4200 метров. Но уже через пару часов подъёма пошел дождь, который перешел в град. Ко всему прочему начался порывистый ветер. Дойдя до маленькой ровной площадки, наши руководители приняли решение разбить лагерь здесь. На этой площадке 3 палатки не помещалось. Пришлось поработать лопатами и ледорубами.

Как я ходил на Казбек (автор - Алексей Кондаков)

Потом строили стену из камней от ветра. К этому времени град прекратился, и палатки поставили в более-менее комфортных условиях. Ненадолго даже выглянуло солнышко, но потом опять пошел град. Причем такой силы, что даже не было слышно, кто что говорит. Всё это сопровождалось грозой и громом. Когда немного стихло, стали рассказывать истории, анекдоты, делиться впечатлениями. Если погода улучшится, Оля пообещала сводить нас без рюкзаков наверх. Но погода до самого вечера не радовала. Честно говоря, я расстроился. Мне очень хотелось подняться на вершину, а остановка в незапланированном месте, как мне казалось, выбьет нас из графика, может расстроить все наши планы.

День пятый

На следующее утро 8 июля солнца опять не было. Вышли наверх часов в 9 утра. Сверху тучи, снизу тоже тучи. Порывистый ветер. Идти было трудно. Несколько раз меня чуть не сдуло, такой силы были порывы. Остальным было не легче. Оля восходит на Казбек в 5 раз, и говорит, что погода здесь всегда такая. Пришли на ум строки В.С. Высоцкого: Сгину я, меня пушинкой ураган сметет с ладони… Кстати, у меня унесло сидушку. Что-то я доставал из рюкзака, положил её рядом и она, как птица полетела вверх. Упадет куда-нибудь в ущелье или на ледник. Оля сказала, что один раз у одного из участников так улетел спальник. Он его разложил сушиться.

Как я ходил на Казбек (автор - Алексей Кондаков)

День выдался одним из самых сложных. Попадалось несколько скальных участков, на преодоление которых нами тратилось очень много сил и времени. Ко всему прочему пошла снежная крупа, временами переходящая в град. Но мы на это уже не обращали внимание. Когда сил уже не оставалось, началась очень крутая, почти отвесная стена. Небольшая, метров 30-50. И сверху этой стены, как сказала Оля, плато, на котором и будет наша стоянка. Кое-как мы и туда залезли.

На плато лежал снег. Лишь некоторые каменистые участки были без снега, который куда-то сдували постоянные ветра.

Дойдя до стоянок мы сняли рюкзаки, перевели дух и стали строить стены от ветра. С момента ухода последних восходителей прошло 3-4 дня (мы столкнулись сними на Верхних ваннах) и площадки были заметены снегом. Стали всё расчищать, делать «кирпичи» из снега и строить стену.

Как я ходил на Казбек (автор - Алексей Кондаков)

Чем выше – тем лучше, сказала Назаренко. Как-то её знакомые ребята пришли на эту стоянку поздно вечером. Сил для постройки хорошей стены не было, поставили небольшую. А ночью ветер порвал палатку. Пришлось им спускаться. В общем построили мы стену хорошую. К вечеру облака разошлись, выглянула луна, и я впервые увидел две снежные шапки Казбека. Завтра, если позволит погода, мы пойдём на восхождение.

Спал я этой ночью просто великолепно! Просто лег и уснул. Проснулся свежим и отдохнувшим уже утром, когда позвали на завтрак.

День шестой

ВОСХОЖДЕНИЕ

В это утро 9 июля погода была просто великолепной! На небе ни единого облачка, над снежным плато, над виднеющимися вдали серо-голубыми грядами большого Кавказского хребта начинается восход солнца. Казбек ярко сверкает в лучах восходящего солнца, возвышаясь над всем, что видно вокруг. Справа небольшие горки ОЖД и Спартак, ещё правее красавицы Майли-хох, Джимарай-хох и Колка, а внизу сверкают и искрятся причудливые нагромождения, хрустальные глыбы и кристаллы ледопада. Но все наши взгляды и устремления направлены на Казбек.

Как я ходил на Казбек (автор - Алексей Кондаков)

Надели кошки, системы, каски и, связавшись в 2 связки, отправились в путь. Вышли мы в 7 утра ровно. В 12 часов были на вершине. Но не всё было так просто. Сначала мы взошли на гребень вершины ОЖД, отдохнули там и пошли к Казбеку. Преодолели огромное ледяное плато и стали подниматься вверх. Заметили какие-то мелкие точки возле седловины. Это кто-то из альпинистов с грузинской стороны был уже близок к вершине. А потом всё вверх и вверх, пока не достигли тропы, которую проложили восходители с Грузии. Дело в том, что при заходе на Казбек с юга (со стороны Грузии) тропа в какой-то момент огибает гору и выходит на нашу сторону.

Пошли по тропе. Идти было тяжело. Высота давала себя знать. Болела голова. Примерно на середине горы встретили две группы, которые уже шли вниз. К этому времени Казбек стало заволакивать

облаками. Стали попадаться очень крутые участки, преодолевать которые нужно было в 3 такта. Я очень устал. Последний участок перед седловиной дался мне очень тяжело. Так как шли мы в связках, то отдыхать после каждого шага – значит всех задерживать. Чтобы этого не делать, я напрягался из последних сил. В общем, когда я залез на седловину, идти дальше мне уже не хотелось. Да и то, что мы на седловине, честно говоря, сказал Глеб. Облака к тому времени затянули всё настолько, что видно было максимум метров 10. Срывалась мелкая крупа. Отдохнули, отдышались, пошли вверх. И вот только тут началось как на Эльбрусе, когда не думаешь ни о чем кроме следующего шага. Делаешь шаг, за ним другой, за ним следующий шаг. В конце концов мы вышли на ровную поверхность. Это была вершина.

Как я ходил на Казбек (автор - Алексей Кондаков)

Немного пофотографировались и пошли вниз. Всё это было в густых облаках при сильном ветре с минимальной видимостью. Шли очень долго, в каком-то месте пропустили место схода с Грузинской тропы, дальше шли по GPS трекеру. Наконец сквозь молоко тумана показались скалы. Это был ОЖД. Дальше дорогу мы знали! Вернувшись в лагерь мы стали отдыхать.

К вечеру облака разошлись, взошла луна и, как и накануне, в её свете сиял Казбек.

День седьмой

10 июля утром стали готовиться к спуску. Вспоминая, насколько крутой был подъём, я с ужасом думал, как же мы будем спускаться? Так и получилось. Спуск был очень крутой, покрытый снегом. Снег очень плотный, неглубокий. Под ним лёд. Спускались на 3 такта. То есть постоянно 3 конечности должны находиться на снегу. В одной руке ледоруб, который втыкается в снег (лёд), и ногами, обутыми в кошки выдалбливаются ступени. Одной ногой снизу выдолбил ступень, поставил там ногу, вытаскиваешь руку с ледорубом, втыкаешь его ниже. Бросаешь руку без ледоруба, хватаешься ею за ступень, выдолбленную ногой, вытаскиваешь другую ногу, долбишь ступень и.т.д. Поначалу процесс кажется несложным, но это длится 5, 10, 15 минут, руки слабеют, колени начинают дрожать и, учитывая что крутизна склона в некоторых местах достигает 35-40 градусов, становится очень страшно. По итогу всего путешествия могу сказать, что для меня это был один из самых страшных моментов. Когда этот спуск закончился, пошли по каменной осыпи. Стало легче. Потом привыкли к виду торчащих внизу скал и пропастей и спуск пошел проще.

Как я ходил на Казбек (автор - Алексей Кондаков)

При переходе одного из каменистых гребней мы заметили группу, которая поднималась наверх. Она как раз собиралась переходить снежный кулуар, находящийся под нами. Глеб попросил быть предельно аккуратными, чтобы не сбросить случайно камень на людей. Устроили небольшой привал. За ними вверх на восхождение шла собака. Оля рассказала нам, что собаки часто увязываются за группами и поднимаются с ними вверх. Но на Казбеке это очень опасно для жизни этих собак. Поэтому она не кормит их на стоянке перед восхождением и если они всё-таки увязываются за группой, отгоняет их камнями. Когда ребята поравнялись с нами, поздравили нас с горой, спросили об особенностях дальнейшего подъёма и попросили забрать вниз собаку. Мы её стали звать, Оля даже дала ей колбасы. Собака колбасу съела, но побежала вверх за ушедшей группой. Тогда Оля сняла рюкзак и пошла вверх за собакой. Назад вернулась уже с собакой на поводке. Собака скулила и постоянно оглядывалась вверх. Так у нас появился новый член нашей команды.

К 15 часам мы были на высоте 3500 метров. Погода была замечательная. Внизу над долиной стелился лёгкий полупрозрачный туман, вдали на горных вершинах густым ковром лежали облака, а у нас светило солнце, была прекрасная видимость. Поставили палатки, отдыхали, любовались прекрасными видами. После обеда Глеб с Олей провели с нами занятия по спуску по верёвке при помощи восьмерки. Учились спускаться сначала по пологому склону, потом с невысокой, но почти отвесной скалы. Мне очень понравилось!

Ночью поднялся сильнейший ветер. Палатка, установленная по всем правилам трепалась, как осиновый лист. Всё хлопало, казалось, что даже камни двигаются от ветра. Не знаю, спал ли я в ту ночь.

День восьмой

Наутро опять погода была замечательной. Нам нужно было спуститься с высоты 3500 метров до Верхних Ванн. Путь наш лежал по скальному гребню. Если бы я сам сюда не залез, или был бы другой путь вниз, никогда бы не стал здесь спускаться. В этот день навыки, полученные накануне нам как никогда пригодились. Впереди были очень сложные крутые скальные участки, которые без страховки

Как я ходил на Казбек (автор - Алексей Кондаков)

пройти наверное было можно, но очень опасно. Одно неверное движение или неправильный шаг могли привести к фатальному исходу.

Глеб натянул верёвки, Оля спустилась и принимала нас внизу, а Глеб страховал нас на дополнительной веревке сверху. Я понимал, что инструктора сделали всё для нашей безопасности, но всё равно наличие пропасти под ногами и чувство опасности поднимало уровень адреналина, делало каждый момент восторженно-уникальным и заставляло им наслаждаться. Вдоль обрыва, по над пропастью, по самому по краю…Таким образом мы спустились 3 раза до самого ледника. Больше всех боялись, как мне кажется наши руководители. (Когда я сказал Глебу, что местами было страшно, он ответил, что хорошо, что мы не знаем, где действительно должно быть страшно. И что ему за нас всё время страшно). Перекусили, отдохнули, пошли по леднику. Сверху ледник казался небольшим. А в реальности переход по нему через все трещины, ручьи и реки занял у нас около трёх часов. Наконец подошли к краю ледника. С него то и дело срывались камни, бежали ручейки и все они внизу вливались в бешеный поток, который уносился вниз.

Глеб закрутил несколько ледобуров, закрепил веревку, Ольга стала спускаться вниз, сбрасывая по пути все камни, которые могли быть опасными. И тут спустился туман. Не очень густой, но он сильно осложнил все наши действия. Периодически при спуске каждого из нас всё-таки срывались камни. Они летели то слева то справа от спускающегося, а верхние или нижние (кто первый увидит) кричали спускающемуся с какой стороны камень. Последним спускался Глеб, он периодически останавливался и подзывал собаку, которая поскуливала от страха. В конце концов все благополучно спустились.

Я был в предвкушении горячих ванн. До них всего-то оставалось спуститься по каменистому, достаточно крутому (но не скальному) склону, перейти по висячему мосту горную реку и дойти до горячих источников.

Как я ходил на Казбек (автор - Алексей Кондаков)

Шел сразу за Ольгой. В какой-то момент она свернула с тропы и пошла к обрыву в сторону реки. Перед обрывом сняла рюкзак и спросила, есть ли у меня пустая бутылка. Оказывается внизу, если спуститься к реке, из под земли бьет газированный нарзан. Спустились. После всех опасностей, пережитых нами в походе, проход по узкой тропке над бурлящей горной рекой уже не вызывал страха. Попили воды, набрали с собой. Поднялись наверх, пошли дальше. Мост через реку казался хлипким и сильно раскачивался, но это последнее препятствие на пути к ваннам все преодолели легко. Только собака скулила, бегала вдоль берега и не могла перейти реку. Тогда Глеб вернулся, взял её на руки и перенёс через мост. Через 10 минут мы уже разбивали лагерь. А через пол часа все сидели в ваннах и наслаждались непривычным чувством полного расслабления и удовольствия. После ужина мы с Глебом вспомнили, как один из прошлогодних участников нашего восхождения на Эльбрус Владимир рассказывал, как он принимал эти ванны ночью при свете звёзд. И мы захотели попробовать то же. Сидели, пили чай, ждали когда стемнеет и появятся звёзды. А потом лежали в горячих ваннах, смотрели на снежные вершины, с которых мы совсем недавно спустились, на звёзды, которых с каждой минутой становилось всё больше, угадывали знакомые созвездия и наслаждались каждым мгновением.

На следующий день мы уже ехали во Владикавказ, а потом и в Ростов.