Михаил Таланов – 16 сен 2015 10:31

После удачного восхождения на пик Ленина, наша команда отправилась к своей главной цели – пику Победа. Нам предстояла поездка практически через всю страну: сначала в Ош, где мы попрощались с Василием Владимировичем и Галиной, затем 14-ти часовой ночной переезд в Бишкек где мы провели целый день, купаясь в бассейне и поедая лучших представителей местной кухни (это про блюда, конечно). Затем мы должны были направиться в перевалочный лагерь, с которого “ходит борт” на ледник Южный Иныльчек. По пути из Бишкека нам удалось поплавать в легендарном озере Иссык-Куль. Лично у меня это место не вызвало особых впечатлений – что-то среднее между нашим Черноморским побережьем и левым берегом Дона, но после трех недель пребывания в Горах сгодился и такой отдых.

Перелет в базовый лагерь на леднике Южный Иныльчек занимает 40 минут, все это время мы не отрывались от разворачивающейся в иллюминаторе серии картин: хвойные леса с бурными реками, пестрые луга, чьи изумрудные цвета резко контрастировали с огненно рыжими скальными выходами, первые заснеженные вершины, нескончаемый ледник с периодически встречающимися желтыми пятнами треккинговых лагерей. И тут я увидел ее…

Пейзажи на пути к Победе

Пик Победа и ледник Звездочка

Победа предстала перед нами во всем своем великолепии, раскинув свои крылья до пика Неру на Запад и до Советской Армении на Восток. Напротив нее стоял пик Хан-Тенгри – этакий альпинистский идеал, поразивший красотой геометрически выверенных форм и резкостью своих очертаний. С этого момента наши пути с командой “голубых” (по цвету курток) расходились: мы с Сергеем Трепко на Хан, ФАРовцы на Победу. Кроме малоопытной в высотном плане команды Ростова на Победу собирались идти Сибиряки во главе с Глебом Соколовым, с целью проложить новый маршрут по Северной стене, команда Северян через пик Неру (траверс Неру-Важа-Победа) и сборная Незалежной по классике (как и Ростовская команда). Еще было несколько ветеранов и два доктора. С первых дней пребывания в лагере команды сдружились и стали строить общие планы. Мы с Сергеем в этих планах значились как подносчики снаряжения для команды Сибиряков, но тогда об этом мы еще не подозревали.

Хан-Тенгри в хорошую погоду

Пришло время выхода. Вышли после обеда – до первого лагеря два часа пути. Держимся группы Соколова, чтобы разведать путь до ледника через лабиринт каменных нагромождений. На следующий день нам предстояло пройти опасный участок в верхней части ледника Семеновского – так называемую “бутылку”, расположенную между склонами пика Хан-Тенгри и Чапаева. Все снежно-ледовые выбросы с последнего прилетали именно в это место. Задача усложнялась наличием значительного количества глубоких трещин и нависающих сераков. Место жутковатое. Проходить его нужно ночью не в теплую погоду и не после снегопада, чтобы снизить риск лавин и ледовых обвалов. Идем в большой группе – Серега ушел вперед я в связке с ребятами из КМВ. Самое опасное место проходится минут за 30, но мы попали в пробку – какой-то иностранец пытался взгромоздить свое жирное тело на серак. Для этого нужно было прожумарить всего 3-4 метра. У него ушло на все приготовления, психологический настрой и само действо порядка 20 минут. Все это время десяток людей его терпеливо ожидал под нависающими сераками и ледовыми бровями на склонах Хана. Может это и незначительный эпизод, но он очень наглядно демонстрирует все “прелести” коммерческого альпинизма и внесистемного хождения в Горы, которое так популярно на Западе. После прохождения бутылки наш путь значительно упростился в техническом плане, да и над головой уже ничего не висело – можно было уже не так торопиться. На оставшийся путь до 5800 мы потратили еще около 4 часов. Последние метры мне пришлось буквально выползать на ночевку – сказывалось влияние 8-ми часового непрерывного подъема. Серега вышел на перемычку (точнее на площадку под перемычкой) раньше и успел поставить палатку и воду для чая. Пару глотков последнего и жизнь совсем бы наладилась, если бы не погода…

Впереди опасная бутылка

Поднялся ветер, швыряя облака о вершину Хана. Они в свою очередь рассеивались от его мраморного ребра, образуя причудливые линзообразные формы (вроде тех, что частенько висят над Эльбрусом, только меньше). Ветер усиливался и стал вызывать у нас опасения на тему прочности нашей палатки. Начался снегопад. Приходилось каждые два часа выходить и откапывать палатку – то еще удовольствие. В общем, дело пахло длительной отсидкой – в такую погоду ни вверх, ни вниз идти нельзя. Просыпались мы каждую ночь в надежде на улучшение, но, как правило, для осознания общей ситуации даже из палатки выходить не приходилось. На третий день одна из групп, ведомая Глебом Соколовым, стала спускаться и мы поспешно к ним присоединились. Страху, конечно, пришлось натерпеться при проходе через грозную бутылку, но и шансов на улучшение погоды практически не было. Для нас это означало завершение экспедиции.

Погода портится

Пришли в лагерь. Встретили там наших ребят, сделавших заброску на пути к Победе и Вику, прилетевшую накануне. Попили чаю, попели под гитару. Полегчало...

Час ходьбы до лагеря

Мучили меня сомнения – идти одному, проходить бутылку, да и с погодой вообще ничего не понятно. Вечером облака рассеялись, и показался Хан. Показался во всем своем великолепии, такой, каким его рисуют на картинах (у нас в секции, например) со всей его харизмой, изяществом и монументальностью. Это особенная по своей красоте Гора, от которой не возможно было отвезти глаз. Смотрел на него тогда и понимал, что это Мечта, источник вдохновения и мощнейший мотиватор и то, что я не имею права перед самим собой от всего этого отказаться. Полчаса размышлений и от сомнений не осталось и следа. Решение принято, собираюсь в путь.

Высота. Часть 2

Путь по леднику до первого лагеря

На подход решил идти рядом с Глебом Соколовым и его спутницей. Вышли из базового лагеря в два ночи. До первого лагеря дошли чуть позже, чем я планировал ? все группы уже стартовали на верх. На подходе к бутылке мои временные попутчики резво ускакали вперед, потихоньку начинаю уставать, обошел пару совсем слабых иранцев, иду по лавинному выносу, которого не было во время нашего с Серегой спуска. На 10-й час подхода вылез на 5800. Хороших мест под палатку уже не было, пришлось импровизировать. Началась непогода. Остаток дня и весь следующий день провел за откапыванием палатки, предвиделось небольшое улучшение. Часть групп пошла вниз, ребята из КМВ с Глебом потихоньку пошли на 6400 – промежуточный лагерь. У меня цель сходить на вершину с 5800, а то как-то не очень спортивно, да и места на 6400 уже не было.

Ночевка на 5800

Ночью ветер стих, но облака по-прежнему закрывали все небо. Стартую в половине четвертого. С собой в рюкзаке только самое необходимое: пуховка, маска, рукавицы, фотоаппарат, разведенный изотоник, пару батончиков, штурмовая аптечка. Почти все группы стартовали раньше, кто на час, а кто и на два. До 5900 все идется пешком, дальше начинаются перила в начале, которых обгоняю группу из 7 иранцев. Перила практически не нагружаю - жумар продвигаю параллельно с лазанием. Темп значительно выше среднего. Начинается рассвет. Заря полыхает кроваво-красными, а затем и темно золотистыми красками. Слева от меня 3-х километровая Северная стена Хана, справа желтеет заснеженная Победа, которая с такой высоты кажется не такой уж и страшной, где-то метрах в 100 от меня иранцы начинают утренний намаз мелодично запевая, не отрываясь от процесса горовосхождения. Через 2-2,5 часа (от старта) подхожу к палаткам на 6400 – там еще все спят. У ребят этот подъем занял 4 часа, а у Алекса Лоу 1 час 42 минуы, но он шел с 4400. Еще через два часа подхожу к самой крутой веревке где-то на 6800, ее только прошли ребята, которые имели двухчасовую фору. На ней меня застала 8-ми часовая связь, повис на жумаре и растираю замерзший аккумулятор от рации, так как заряда в нем не хватает для передачи информации. Длится все это около 20 минут. Все-таки удалось выйти на связь. Начинает портится погода– поднимается ветер, впереди выход на снежный купол.

Высота. Часть 2

Победа в первых лучах солнца

Можно разглядеть желтые палатки внизу - ночевки 6400

Дует…Купол не провешен – гиды не успели. Жесткий наст чередуется с рыхлыми снежными ямами, которые с виду не опознаешь. Часто проваливаюсь по колено или даже по пояс. Ветер усиливается. Лицо немеет от холода. Вижу ребят, которых почти догнал на 6800. Они сходили на Вершину и уже спускаются. Ни спусковых, ни подъемных следов нет. Ориентируюсь по направлению снежного гребня. Уже давно должна была быть Вершина, но снежный гребень продолжает уходить вверх. Видимость несколько метров, ветер сбивает с ног, иду по жесткому насту, прижавшись к склону, периодически проваливаясь по пояс, поземка больно сечет лицо, легкие, кажется, разорвет от холодного воздуха, мои следы заметает в течение минуты, мысли только о предстоящем спуске. Траверсирую склон, появляется маленькая тренога с крестом – это Вершина! Еще несколько минут трачу на то, чтобы пройти пару десятков шагов до нее и я на Вершине. Делаю селфи – доказательство в лагерь, и сразу начинаю спуск. Моих следов уже нет, ориентируюсь на изгибы снежного гребня. Никаких эмоций, только мысли о спуске…

Вершина

Сбегаю вниз до начала перил, на 6800 попадаю в пробку на крутом участке – иранцы, теряю около часа. Все веревки смерзлись где-то внизу и из-за их натяжения не могу использовать 8-ку. Начал спуск методом жумар-жумар, распутал веревки, дальше проще, погода улучшается. Еще три часа однообразных дюльферов и я оказался у своей палатки на 5800. На следующий день спуск в лагерь.

Спуск по лавинному выносу

До сих пор не могу поверить, что все удалось. Почти год усиленных тренировок реализовался в одном дне, самом важном дне, что позволило сходить с большим запасом прочности в сложную погоду. Еще раз хочу поблагодарить Данилюка Дмитрия Сергеевича, Колисныка Василия Владимировича, Серегу Трепко, Вику Клименко, наших ребят из команды ФАР и Александра Алексеевича Пятницына.

Ноябрь 2014. Начало сезона

P.S. 1. Весьма грустно наблюдать засилье коммерческого альпинизма в таких объемах, но еще печальнее осознавать, что для того, чтобы сходить классический маршрут на Победу 5Б к.с. пришлось собирать далеко не молодую команду со всей страны.

P.S. 2. Для любителей статистики. За 8 месяцев подготовки был выполнен следующий объем работ :
- бег 1500 км;
- плавание 50 км;
- велосипед 600 км;
- более 5000 выпрыгиваний;
- суммарное время задержек дыхания более трех суток.