Глеб – 23 мар 2016 12:13
Эта новость связана с путешествием:Треккинг в Базовый лагерь Эвереста. Непал

Автор - Юлия. участник треккинга в базовый лагерь Эвереста. (фотографии 2013 года)

Рассказ о трекке от Гида Группы Елены Таранцевой и фото.

Пишу из Непала онлайн,чтоб не забыть,что происходило. Очень насыщенные дни. Пожалуй одно из моих самых запоминающихся путешествий в жизни. Надо отметить,что начало событий совпало одним из самых трагичных моментов в истории города. Мы приехали в аэропорт в 12 ночи, несмотря на штормовое предупреждение и должны были лететь рейсом Flydubai с пересадкой в Дубае. Мы благополучно зарегистрировались на рейс,получили билеты. Посадка постоянно задерживалась,что было ожидаемо,ведь было штормовое предупреждение,но через четыре часа нас попросили выйти из аэропорта и получить свой багаж. Только из интернета мы узнали,что самолет, на который у нас есть билеты разбился... То,что вы чувствовали,нельзя было передать словами,аэропорт погряз в тишине, люди сидели и молча смотрели в пустоту. Не хотелось никуда ехать, мы были в смятении и скорби по погибшим людям. В таком состоянии мы просидели всю ночь до 9 утра, не спав,тогда как нам сообщили,что везут в Краснодар на посадку. Мы как в сумраке в тумане прошли в автобус и только в 7 вечера вылетели на самолете. Было очень страшно, меня заставило сесть на самолет только то,что нас ждала наша группа в Катманду. Мы подремали в самолете, прилетели в Дубай часов 12 ночи,нам предоставили гостиницу и покормили, удалось поспать еще часа 4. Утром я нашла билет на тот разбившийся самолет и долго плакала. Очень тяжело отдыхать с мыслью о том,что людей не стало.

В Катманду мы прибыли часов в 8, как зомби, вымотанные, уставшие, успели купить недостающие вещи, как оказалось там значительно дешевле, перекусить и немного поспать, опять часа 4. Спасибо Лене Таранцевой, она подбадривала нас, как могла, все это время онлайн.

Немного слов о Катманду. Как и обещала Лена, очень грязный город, очень, кажется, что ты все время к чему-то прилипнешь. Все покрыто копотью, жиром и пылью. Но есть в нем определенный шарм, очень интересные дома, быт. Очень интересно на это все смотреть. Вылет в Луклу был запланирован в 6 утра, но из-за погоды, мы смогли вылететь только в 11, что нас не расстроило, при плохой погоде совсем не хочется летать. Аэропорт самобытный, есть отдельная комната для осмотра женщин. Билеты регистрируют вручную. Вместо кондиционеров - вентиляторы. На ВВП можно просто так проходить,что мы и делали. Самолет очень маленький чтоб мы поместилось выкинули несколько сидений, а багаж должен был поехать отдельным рейсом. Мы очень хорошо долетели, отнюдь не страшно. Красивые виды, открывались далекие белые вершины, самолет летел низко и мы все запечатлели. Аэропорт самый экстремальный в мире, о чем тебе говорит трекер на телефоне). Насколько аэропорт экстремален, настолько он и живописен. Ожидая багаж, мы провели несколько часов наблюдая за взлетами и посадками - очень красиво. Но, в тот день наш багаж не приехал. Мы остались только с легкими рюкзаками практически без одежды, у меня была только пуховка, мужчины приехали в кроссовках и шортах. Мы приняли решение идти наверх не тратить время и положиться на портеров, которые должны привезти рюкзаки. Я сразу с первой же минуты влюбилась в Непал, просто нереальной красоты природа и очень живописные деревни, молитвенные барабаны, которые крутишь для того,чтоб твои молитвы вносились в небо. Мы шли часа 3 по пологой тропе, рассматривая смешные домики с голубыми крышами, деток, которые играются друг с другом,а не с айфонами, все очень доброжелательны и общительны, как непальцы,так и путешественники.

Мы шли по тропинке и проходили деревеньки,переходили висячие мосты,на которых дух захватывало от высоты. Весь день мы были в теплой зоне леса и день выдался весьма не напряженный

. Но начался сильнейший ливень, мы спрятались под крышами домов, дожидаясь, пока дождь стихал и уходили и шли дальше. Дождевики, куртки, сухие вещи остались в Катманду. Мы обходились белоснежные темплы с левой стороны,чтоб было нам счастье,пропускали огромные вереницы неизвестных нам гибридов разных вьючных животных справа,так положено и всем встречным говорили намасте). Каких мы только животных не видели, и ослы, и мулы, и помесь яка чуть ли не с носорогом, и кудрявые полу лошади, и коротконогие волы, и коровы с хвостами пышными как у лошадей. На всех этих странных и смешных существах висели колокольчики,которые весело дребезжали при встрече. Когда нас застал сильнейший ливень в 6 часов вечера,мы забежали в первой попавший лодж и гид нам сообщил, остаемся здесь,теплых вещей нет, спальников нет, Максим в шортах, остаемся. Нам растопили в столовой печь и мы дружно стали греться и сушить вещи. Я собиралась спать возле этой печки, пока мне не сказали,что бревна в парке на вес золота и топить никто не будет всю ночь. Пришлось идти вверх в холоднейшую спальню, где не было спального мешка и каких-то теплых вещей, укутавшись в пуховку и два одеяла,я попыталась уснуть, но меня трясло от холода. Правда через час от нашего дыхания нагрелась комната как в палатке и пришлось раздеваться, настолько стало жарко. Ночь я спала только первые три часа... С 8 до 11... Потом я никак не могла уснуть. Горняшка - подумала я, расстройство сна, единственный признак на этой высоте у меня... Еле-еле я дождалась рассвета и просто была в диком восторге от вида из окна. Была прекраснейшая погода и я увидела снежные вершины на фоне этих непальских разноцветных барабанов. Как здорово,что я все таки доехала,оно стоило того!

Треккинг к базовому лагерю Эвереста. Впечатления участника.

Продолжение. День второй трека. Позавтракали в лодже, где случайно пришлось переночевать. Набор еды везде одинаковый: яйца в разном виде, жаренные на ужасном масле, разная вермишель, далбат-местное блюдо из риса, приправ, соуса и щепотки масца, разные рисовые блюда и редко мясо буфалло. Салаты из свежих овощей пропаривают на воде, совсем каша получается. Особо не раскушаешься. Я подсела на омлеты, далбаты и имбирный чай. Стоит все от 3 до 5 долларов за блюдо,но с высотой цена растет, так как все это везут и несут люди на себе снизу. Во второй день нас ожидал переход от пхедьяна до намче базара, но так как до поселка мы не дошли, путь немного удлинился. Нас ждало 12 км и набор высоты 1,5 км. Дорога очень живописная, проходит по зоне леса, тепло, зелено. Но в Непале картину сложно описать словами, ты идешь по равнине, тебя окружают высокие горы, а за ними открываются еще более высокие,а еще дальше белоснежные вершины шести и семитысячников. Красоту этих мест, масштабность, многоуровневость пейзажа можно понять только здесь воочию, описать это невозможно. Большая часть нашего пути пролегала через долину невероятно красивой горной реки бирюзового цвета, окруженную хвойными деревьями затейливой формы, мы несколько раз переходили реку туда обратно по навесным мостам, разукрашенными флажками. Быт непальцев очень примитивен - дома построены из камня, разукрашены затейливой резьбой разного цвета. Мне кажется,что эти места не были настолько красивы, если бы не местные жители и результаты их труда. Домики, высеченные камешки с молитвами,сложенные в кучу,огромные валуны с надписями,тропинки,выложенные камнями, различные монастыри, барабаны, странные животные с колокольчиками и расшитыми, вязаными украшениями - все это не портит красоты природы, а наоборот, дополняет ее, придает особый колорит. Путь измеряется в Непале часами. Нам предстояло пройти 6 часов, первые часа 4 мы практически не набирали высоту: то наберем,то спустимся, меня мучают смутные подозрения. И вправду, набор основной высоты произошел в самом конце, практически за 2 часа нам предстояло набрать метров 800. Мы шли вдоль устья реки,окруженного высокими горами, и увидели впереди два нереально высоченных моста, один выше, другой ниже. Я еще нормально держалась, вполне себе в темпе,по ступенькам добежала до моста, который повыше, испытала просто захватывающие эмоции когда его переходила и меня сдувало порывами ветра. И после моста начался основной подъем,просто нескончаемая череда пролетов ступеней, высеченных в скале. Я держалась как могла, но практически когда оставалось подъема метров 200 силы меня покинули, и я отдалась горняшке. Мне было тяжело дышать,я слышала как стучит мое сердце, силы меня покидали с каждым шагом, мужчины забрали мой рюкзак и ускакали вперед, я осталась совсем без теплых вещей, в одной майке, боролась за каждую ступеньку. Когда я поднялась на высоту Намче базара, температура опустилась до 2 градусов, порывы ветра отнимали последние остатки тепла из организма, я зашла в ворота Намче и попыталась укрыться от ветра, пока наш гид согласовывал пермиты. Намче очень красивый многоуровневый городок. Очень приятное живописное место. Здесь все платно, душ, зарядка телефона, вайфай... От ворот, в которые я зашла, город как бы уходит вверх полукругом, один домик выше другого. Тут мне повезло, мужчина с моей группы, который унес рюкзак спустился и выдал мне куртку, как раз вовремя, иначе тепло меня уже к тому времени совсем покинуло, к самым воротам стекает фонтан горной воды и от него веет еще большим холодом. К нашей гостинице я поднималась с большим трудом, с отдышкой, ступенька за ступенькой, высота 3400 меня просто разбила. В отеле я долго не могла отогреться, никаких вещей еще не было - багаж так и не довезли. Меня трясло от холода, мои руки онемели, жизнь наладилась только когда затопили печь. Ну а еще через полчасика притащили, наконец, наши вещи,нашей радости не было предела. Остаток вечера мы отмечали прибытие рюкзаков. Вот все таки, опять же поражаюсь, как мало надо человеку для счастья, отбери рюкзак и верните через сутки - и все, жизнь удалась. Весь вечер меня мучила отдышка, еле ходила по лестнице в отеле и опять не спала всю ночь. Но радость от уведенного мной в этот день она многократно превышала небольшой дискомфорт от горняшки и прочих тяжб. Никогда прежде я не видела столько красивых гор.

День третий. Акклиматизация в Намче базар.

Со слов Лена - сбегаем на пару часиков на пупырь, наберем высоту 500-700 метров, спустимся и будем отдыхать. Вот, подумала я, расслабимся, отдохнем, легкая прогулка. Ох,ка к же я ошиблась. Сначала мы ломанули по узким улицам Намче вверх, дорожка уходила на какой-то холмец, там была статуя туриста с ледорубами и открывался вид на шапку прекрасного завораживающего Айленд пика, кажись 6189, шеститысячник, у него причудливая форма белоснежной шапки,этакий ромбик. Также открывался вид на огромные ряды белоснежных вершин, которыми окружен Намче. Все это завораживает дух. "Ну и что,это все"- спросила я. "Конечно же нет, нам вооооон туда"- Лена ткнула пальцем на мааааленькую точку где-то далеко-далеко на горе, так далеко, что не разглядеть,что там, к точке тянулась длиииииная - предлинная вереница разноцветных мамутов, патагоний и прочих туристских ветрозащит и пуховок, некоторые из которых сшиты швейной машинкой прям в магазине Намче. Мы спустились с пупыря, на который не без труда взлезли и попозли на противоположную сторону по каменным полуразрушенным ступенькам. Мне вспоминался не раз фильм Убить Билла,где она по лестнице с ведрами бегала наверх, и понимала, как ей было не сладко. Уже не было той отдышки, слабости, я шла медленно, но уверенно. Периодически мы переговаривались с иностранцами-туристами, одна немка поравнялась со мной и посетовала, что,мол, когда же станет легче дышать. Тем временем пупырь не кончился, иногда мне казалось, что вы уже дошли, но потом открывалась новая бесконечная череда лестниц. Какой же прекрасный вид открывался оттуда на Намче с его синими крышами, на высокие пики гор, нам открывались все новые и новые вершины. Меня печалило только то, что масштаб картин не позволял фотоаппарату сфотографировать все, нельзя объять необъятное. Настолько контрастные виды серых холмов и да ними белых вершин и цветастого Намче. Я все не могла налюбоваться пейзажами. Наконец, мы подошли к домику наверху, обрадовались, мол, ура, дошли. Нет, это не тот храм, в который мы идем, это гостиница - нам дальше. Обещанные три часа уже как давно прошли, мы обошли гостиницу и вышли на тропинку вдоль обрыва. Оттуда открывался еще более невероятный вид на айленд пик, мы сделали миллион фото и с этой тропы, и вдали в деревьях увидели ступеньки и крышу. Ну, наконец, храм. Взобрались по ступенькам, вычитали объявление, отель, 3880... Опять оказывается это не конец маршрутах мы зашли в кафе при отеле, который стоял на обрыве и поняли, что оттуда еще более красивый вид. Дерябнули чайку на каменной веранде отеля и я почувствовала, что меня снова накрыла горняшка, меня затошнило и стала кружиться голова. Но ненадолго и не сильно. Спускались с отеля, с самой верхней точки мы уже другим путем. И попали в какую-то деревню,там мы разместились поесть в кафе и любовались новыми открывшимися вершинами. На одной из них была огромная шапка-ледник, как будто мороженного насыпали в стаканчик слишком много и вот сейчас отвалится. Дальше мы прошли по маленьким узким корявым улочкам деревеньки и пришли в старый маленький храм, где по поверью находится скальп йети. Лена сказала, что этот скальп почему-то уж больно напомнил скальп буфалло, что мы съели на прошлом ужине. И вот наконец мы двинулись в отель. Оказалось,что нам предстояло перейти еще один перевал,чтоб вернуться в Намче...Мы прошли через местную школу, на зданиях которой написано за счет каких альпклубов они построены и какие молодцы альпинисты. Потом пролезли через дыру в заборе школы, специально видимо разрушили кусок стены, чтоб удобно было к ступенькам проходить - сервис видите ли. И почесали вверх по старинным ступенькам, которые также начинались некими воротами с барабанами удачи. Ступени были изрядно пошарпаны, вдоль них рос иссохшийся кустарник, валялись огромные валуны, на которых иногда высечены слова. Я все думала, вот кто ж сделал эту лестницу, для чего, может какая-то древняя цивилизация или может шерпы недавно с развитием туризма ее сворганили. В любом случае лестница смотрелась очень колоритно, прямо за душу тронула. Ой, ну какие виды на горы оттуда открывались, я останавливалась и во все глаза смотрела во все стороны,просто невероятно красиво. Надо ли говорить, что лестница также оказалась просто нескончаемая, пролет пройдешь, еще один открывается, за ним еще один, когда я уже начала выдыхаться, мы наконец-то перевалили. На верху стоял красивейший темпл, ну типа белого повсеместного молитвенника, очень красиво опять же и после этого начался длинный предлинный спуск. Вниз шли миллионы тропинок, холм как решето испещрен дорожками, которые сходятся,расходятся. Видимо так парни из Намче ходят на свидание к девушками из деревни с храмом со скальпом йети (кстати, никто не упомянул, при каких обстоятельствах был этот самый скальп снят). Дорога вниз заняла более часа,встретила одну тур группу в кустах (видимо только у нас и у них акклиматизация затянулась), несколько десятков молодых шерп (видимо бежали на свидание), увидела больших яков,белых коров. В общем, вышли мы в 8 приползли часов в 5-6 вечера. Ветер поднимал пыль - мы все с ног до головы были в песке, решились принять душ, вымыть голову, в намче это удовольствие стоит 4 доллара. Вода да, была горячая, но ванна как и все здание неотапливаемая. В общем, сомнительное удовольствие, но лучше чемв майской единичке, например, в горной реке мыться. Да, очень здорово в Намче базаре, потрясающе красивое место, очень рада сюда попасть. Готовимся идти дальше, переход километров 12, набор высоты 500, но еще и спуск неизвестно насколько. Готовимся морально.

Треккинг к базовому лагерю Эвереста. Впечатления участника.

Продолжаю онлайн вещание из Непала,пока появилась халявная зарядка. Легкий прогулочный треккинг перерастает в борьбу за выживание, в голове все смешалось, стерлось, память кусками.

День 4. Мы вроде как вышли из понравившегося мне Намче базара и почесали в Тянгбоче, который находился на 3800 - поправьте меня, в голове горняшная каша. Дорога проходила по краю обрыва, мы видели вдалеке кусок Эвереста, далеко внизу два моста, которые казались раньше на невероятной высоте. Мы постоянно теряли высоту, потом снова ее набирали, потом теряли, очень тяжело осознавать, что то что ты потерял, тебе надо добавить, а потом еще 700 метров. В общем перешли мы-лесок, речушку,сели на обед и гид сообщил, что отсюда нам строго наверх метров 700-800. Резкий набор высоты. Я быстро пообедала омлетом и выскочила пораньше, зная, что группа лосей всегда наверх меня обгоняет. Попала в какой-то лесок, прибилась к группе яков и практически до самого Тянгбоче неслась с ними в строю. Дорога как и все предыдущие была сложной большим набором высоты в конце пути, но терпима. Радует, что все туристы тебя подбадривают, те с которыми ты несколько раз встретился, уже как родственники. Как дела, как ты - спрашивают те, кто идут вниз, очень тяжело - отвечаешь им, ничего, ты уже почти пришел, мне тоже было плохо, когда я шел вверх, хочешь конфетку. Столько положительных эмоций, столько приятных слов ты не услышишь нигде.

Тингбоче потрясающе красив, огромная поляна, на поляне розово-фиолетовый храм, окруженный белоснежными вершинами. Зона леса еще не закончилась, среди деревьев то тут,то там виднелись бордово-красные монахи в флисках. Мы с подругой пошли в местный модный "ресторан", сели возле печи, к нам подсела возрастная пара немцев, также возрастные американцы и канадец. Удалось попрактиковать немецкий неожиданно. Оказалось пара ездит в Непал 8 лет, рассказали много интересного, что на 4000 м нельзя пить алкоголь, иначе накроет горняшка, ну мы подумали, что еще только 3800 и можно отметить подъем каплей виски. Они рассказывали про жуткую головную боль в районе затылка, что выше замерзает вода,что вещи надо запихивать в спальник, что детям надо привозить не конфеты, а воздушные шарики, чтобы лучше акклиматизироваться и хорошо спать, надо на 100 метров перед сном подняться. Также, интересно,что эта пара была везде в России раньше, восходила на Кавказе. В своем лодже мы ударно поиграли в интеллектуальные игры с группой, пока не поняли,что в столовой нашего самого ужасного лоджа на пути не пахнет керосином... Утром я поняла, что умираю...Я не могла встать, у меня шумело в ушах, голову со стороны затылка раздирала адская боль, которая отдавалась в лоб, дико болела шея, кружилась голова... Группа пошла в храм на молебен, я выпила все запасы таблеток и пыталась как-то прийти в себя, чтобы отправится в путь, все согруппники кружились надо мной, предлагая различные таблетки, меня все раздражало, при чем больше всего я сама себя... Все, что говорили немцы, было сущей правдой. Кое-как я утихомирила боль и мы двинулись в Дингбоче. Я совершенно не помню как мы туда дошли, помню, что в конце закончилась зона леса, начались колючки, камни, коричневый пейзаж,резко похолодало, за грязными коричневыми холмами виднелись потрясающей красоты белоснежные вершины.

Треккинг к базовому лагерю Эвереста. Впечатления участника.

В Дингбоче мы провели два дня, первый день - в который пришли, второй акклиматизационный. Вечером первого дня я была убита веником, моя подруга разузнала, что американская группа фигачит даймакс, средство от горняхи, и оно есть у всех гидов, мы вывели на чистую воду нашего гида, он с недовольством достал из широких штанин упаковку даймакса, я выпила таблетку и утром жесткий опохмел, каким выглядит горняшка ,меня отпустил. Уже не шумело в ушах, я не была настолько опухшей, не болела голова. Утром мы пошли на акклиматизацию на близлежащий пупырь. Выглядел он печально, как и все вокруг, как будто мы попали на Марс, где нет жизни, лишь небольшие колючки редели местами. Единственно, что радовало глаз - огромные белоснежные вершины в далеке. О, как же они были прекрасны, и этот безжизненный пейзаж только подчеркивал их красоту. Мне как больной было дозволено подняться на ближайшую точку, оттуда, дыша, как паровоз, я прошла еще чуток и к радости гида, сдалась и покатилась вниз. Там, я постирала одежду и, взяв ковричек, уединилась в засаде и загорала, любуясь видом на Айленд пик. Брутальные мужики в супергортексах проходили мимо в сторону Айленд пика - восхождители, бубенцами брезжали коровы и яки. Было тепло и здорово, наконец-то отдых.

Вечером,мы также собирались в столовой, общались с группой и другими туристами. Среди них была женщина, непонятной восточной национальности. Она рассказала, что она вынуждена была резво спуститься из поселка Лабучи вниз - в Дингбоче, потому что ее круто накрыло горняшкой. Пока она находилась на высоте 4800 ее все время тошнило, болела голова и это прекратилось только как она спустилась. Также со мной подружился возрастной индус, он был страшно признателен, что я показала ему удачный вид на горы во время заката - вот такая вот странная дружба зарождается в Гималаях. Лодж был лучше,чем в Дингбоче - состоял из кирпичей снаружи,а не из фанеры,как в Дингбоче. Душ за отдельную плату был предоставлен на улице. Еда не отличалась разнообразием, соответствовала утвержденному каким-то всевышним меню. На следующий день нас ожидал выход в Лабуче.

Переход в Лабуче, в силу своей высоты, выдался весьма суровым. Мы вышли из лоджа, поднялись на бугор и все-время шли наверх, небольшой такой не резкий подъем по коричневой безжизненной земле. Дышать очень тяжело, воздуха не хватает. Как-то мы дошли до лоджа столовой "Добрый як". За ней начинался резкий подъем на 400 метров вверх. Я съела чесночного супа и попилила медленно, но верно вверх. Было очень тяжело, но терпимо. В какой-то момент у меня началась изжога, стало тошнить, заболел живот. Кое-как я поднялась на этот подъем, который называют еще перевалом. Наверху было много памятников погибшим альпинистам при восхождении на Эверест. Я думала, что наконец-то мы дошли. Но оказывается, это было только начало и мы очень долго и нудно следовали по рукаву морены. Низко опускались облака. В принципе, дорога легкая, но я еле-еле ползла и у меня очень болел желудок, как оказалось, это побочные прекрасного даймакса. По пути я встретила англичанина, с которым мы пересекались в первый день, он шел без гида со стороны базового лагеря Эвереста. Оказывается, пока мы прохлаждались, он уже добежал до базового лагеря, Калапатара и шел в сторону озер Гокио, через ужасный перевал Чоло-пас. Я была в шоке, насколько мне казалась наша программа насыщенной, он ее прошел в два раза быстрее. Часть нашей группы пошла в Лабуче через перевал Кангмала. Они думали, что он на высоте 5300, а оказалось,что на высоте 5535. Они прекрасно поднялись, сил много, но почему-то на обратном пути одной из девочек стало плохо. Очень странно, говорила она, что горняшка накрывает ее на спуске, а не на подъеме. Тем не менее наша группа воссоединилась, и мы готовы были двигаться дальше. В самую высокую точку ночевки - Горакшеп 5100.