Татьяна – 09 авг 2018 18:06

Старт был 14 июля. Сборная городов Армавира, Краснодара и Ростова под флагом "Планеты" отправились в путь. Напомню состав группы:

Роньжин Алексей - руководитель(г.Армавир);

Курганский Влад - Армавир;

Волков Иван- Краснодар;
Огер Алексей Петрович - Краснодар;
Папазов Михаил-Ростов;
Швыркова Аентонина- Ростов;
Щекинова Татьяна- Ростов. Сборная солянка;)

Шестерка завершилась!

Теперь знакомство с пройденным маршрутом...
пос. Верхняя Жетмала- р.Псыгансу - пер. Каменистый 1Б* + траверс пика Днепропетровской правды ( 2Б ск) - верхнее плато лед. Суган - пер. 50 летия ВЛКСМ 3А - лед. Доппах - пер. Доппах 3А* - пер. Хазны-Шевченко 2Б* - пер. Кедрина 2А - пос. Дзинага - р. Караугом - Караугомский ледопад + пер. Сев. Уилпатинский 3Б - пер.Хицан 1Б - пос. Цей - пер. Скаазский 2А* - вер.Адайхох 3А - пос. Ниж Зарамаг. К сожалению, из-за непогоды и в целях безопасности, было порезано 2 шикарных траверса с красивыми вершинами.

Маршрут был пройден за 24 дня, вышло 180 км. Рассказ от моего имени - Щекиновой Татьяны, мои впечатления от похода. Естественно, что они субъективны:)

Вышли на маршрут 14 июля. Приехали в дождик. На следующий день у нашего вождя был день рождение:) Поздравили мы Алексея , подарили шарики, красиво же. Думала я " о, донесет Леша их до ночевки и палатку украсим". Ну ну.... На вопрос , Лех, а что веревки же не нужны? Ответ руководителя- "нет, два дня точно доставать не будем, нам же по дороге идти" .... Короче, пройдя две ходки, мы столкнулись со следующей проблемой. Воды в реке было много, берега размыты , тропы нет. Тут я почувствовала себя в пешеходке, наверное 3 категории)) Мы дюльферяли по лесу! И не один раз. Дойдя до определенного места, мы стали в тупик. Прохода нет, и веревки тоже не помогут. Тем временем дождь усиливается. Решаем подождать. На следующий день, в месте где бурно текла река, мы прошли по ее дну, так как русло поменяло свое направление. Ура, проход есть. Идем дальше. Через какое -то время упираемся в место где по карте нарисовано 4 моста, нет ни одного) Тянем перила... После очередного брода мы наконец вылазаем наверх. Подойдя к кошу, видим изумленное лицо человека, который долго не мог понять откуда мы пришли, зная, что там нет дороги и что ее размыло. Но не суть, мы подобрались к верхам и это радует. Затащили заброску, которую несли на себе. И на встречу первому препятствию - заход на пер.Каменистый 1Б с которого начинался траверс пика Днепропетровской правды 2Б. Погода была все время не стабильна. Дождь-солнце-дождь... Кстати, местные жители сказали, что по их календарю с 16 числа началось 40 дней хорошей погоды.

Шестерка завершилась!

Шестерка завершилась!. Забегая вперед, скажу так! Мы ждали эти 40 дней до конца похода. Шестерка завершилась!. Возвращаемся к Пику. Короче жесть. Ходили его когда-то в 1994 году какие-то альпинисты. Описание маршрута снежное, но! Снега там не было совсем. Было много беспонтовой сыпухи. Сам маршрут оказался полностью скальным.Пока мы его шли погода портилась со страшной скоростью. В итоге, мы вышли на более менее ровный кусочек на гребне, где и пообедали. Далее когда дождь стих, продолжили движение, но не далеко, а до первого жандарма. До вершины, кстати, оставалось 3 часа ходового времени. Но, тут внезапно прилетает гроза, начинается ветер, дождь, град, короче весть букет "отличной погоды". Решаем вернуться на место обеда и попробовать поставить там палатку) Короче, я впервые спала в системе да и еще 7 человек в одной палатке! Честно, совсем не понравилось, больше так не хочу) Просыпаемся- погоды нет. А делать отсидку ух как не хочется. Ждем погоды. В районе 7 утра что-то начинает проясняться. Собираем лагерь, погода стабилизируется. Выходим. Подходим к ключу маршрута - вылаз на жандарм, в пару местах достаточно сложное лазание. Ближе к 12 выходим на вершину. Леша ищет логичное место спуска. В итоге ровно в 12, как раз доходит остальная часть группы, резко наползает чернота, срывается снег иииииии..... я чувствую как я электролизуюсь. Волосы гудят, каска тоже. У меня паника. Команда скинуть все железо. Оставляю только один карабин и восьмерку(спусковое устройство)...начинаем сбегать чуть в другую сторону, ниже гребня. По дороге делаем еще одну кучу с железом. Спустившись ниже, сброс по высоте примерно метров 70, скидываем начисто все железо, палки, кошки, дуги от палатки, короче все. Накрываемся тентом и сидим, ждем пока прекратится... Что вы думаете? Мы просидели под тентом с 12 до 19:30. Все время пока сидели был град, жуткий ветер, мы не слышали друг друга. Итог:7,5 часа без движения под тентом, в районе 8 ветер немного утих и мы сбежали еще на 100 метров ниже на более менее ровную площадку. Палатку решили не ставить, что б в дальнейшем не остаться без "дома". Выровняли площадку под спальное место, расстелили карематы, достали спальники и накрылись тентом) Получилась ночевка без палатки под открытым небом. Вот эта ночевка мне понравилась гораздо больше предыдущей, где мы спали всемером. На ужин съели по нуге и спать) Завтрак не сильно отличался) Пряники, чаек и в путь. Забирать железо с вершины... Погода чуть наладилась, надо валить вниз. Находим что-то более менее похожее на спуск. Итог: 12 дюльферов, чтобы допрыгнуть до ледника. Ну и как вы догадались, на них у нас ушел почти целый день. В общем, наверное самое трудоемкое препятствие оказалось в нашем походе. Траверс шли 3 дня, повесили на подъем 250 м перил, так еще и 600 м на спуск. Неплохая 2Б не правда ли?

Мы в отставании от графика в начале похода на 3 дня. Так себе перспективка... В итоге все понимают, что траверс вер.Доппах по 4а мы не идем(. Лезем на пер.50 лет-ВЛКСМ 3А. На подъем вешаем 150 м перил по крутому льду. Пока лезем погода меняется , то солнце, то туман. Выходим на перевал, решаем идти вершину Суган-тау. Пройдя примерно 3 веревке с одновременной страховкой, слышим вдалеке звуки раскатов, а у нас срывается дождь и снег. Сомнения. Что делать? Идти дальше на свой страх и риск или повернуть назад и спуститься с перевала? Причем зайти на вершину по силам и технически было проще. Но, мы не стали рисковать. Наученные опытом развернулись назад.Вещаем 50 м перил до перевала. С него кидаем 100 м перил , далее в связках движемся вниз. Ничего не видно, туман, холодно, идет снего-дождь. Обед по тентом, после чуть прояснилось и мы быстро валим вниз, обходя разломы ледопада. Ну что? 9 день похода, а у нас в арсенале 1 перевал 3А) не густо. Зато живы.

Следующий перевал Доппах 3А. Симпатичный, каких-то сложностей не вызвал. На спуск был интересный, дюльферяли через берг и искали проход в ледопаде, в совокупе кинули на спуск 250 м перил. И наконец добрались до заброски. Тут- то мы и покушали). Следующее наше препятствие пер. Хазны-Шевченко 2Б. Кстати его раздели в этом году, до этого перевал был категории 3А. Перевал запомнился. Подъем на перевал имел 2 логичных варианта. Один - это обход ледопада по скалам, а другой лезть напрямую в ледопад. Так как шел дождь и скалы были мокрые, мы решили рвануть в ледопад. Так сказать, навстречу приключениям. И не прогадали. Впервые в походе, лично у меня, мы тянули переправу через трещину. Было классно. А тянули потому что, когда вылезли примерно 80 градусную стеночку метров в 12 высотой, оказалось что тут трещина "от уха до уха". Пришлось дюльферять вниз, затем вылазить на другой край трещины и тянуть навеску. Веселье у нас заняло часа 3:) После, сначала в связках, а затем ногами по сыпухе мы зашли на перевал. Вид красивый. Пообедав валим вниз. Примерно через час, погода резко начинает портиться, раскаты молний, гром, ну короче по стандартной схеме. Хорошо, что мы свалили вниз, а не остались на перевале. Построили ночевки на первой морене. Все мокрые, но радует, что в палатках. Следующий день сбегаем вниз через ледопад, обходя трещины. Выходим к бурной речки Хазны. Поток сильный. От Петровича поступает предложение тянуть навеску. В целом мы не против) Ну а че? В предыдущий день потренировались) 1 час делов вместе с раздумьями и все сухие на другом берегу_) Но расслабляться рано, надо набрать в районе 1000 метров под перевал Кедрина. Денек выдался насыщенным. Меня спасала музыка в плеере. В итоге под вечер вылезли на ночевки с шикарным видом и даже погодка дала нам пару часов покайфовать) Но через пару часов все по классике, дождь, снег и т.д. С утра встаем и через час мы на перевале Кедрина 2А. Было приятно обнаружить записку с посланием от группы Леши Носкова. С перевала кинули 50 метров перил и вниз.... Сегодня задача максимум и нет другой. Пройти 22 км со сбросом 2000 м. Надо добраться до п.Дзинаги. Там наша заброска и душ! Под вечер мы таки попадаем на турбазу, ура! Затем Дневка! Первая часть закончена. аккумулируем силы на вторую.

Шестерка завершилась!

Искупались, восстановились, постирали вещи, объелись и дальше в путь. Через пару часов встречаем группу Лены Таранцевой. Рады были встретить ребят!!! Поболтали с часок и выдвинулись к райским ночевкам. Очень красивая долина. Много черники - кайф!!! Набивали полные животыШестерка завершилась! Под вечер пришли на ночевки и впервые за весь поход - костер! Да еще и с шикарным видом и без дождя! Прям рай! Так же обнаружили очередную записку от группы Носкова с пожеланиями, было приятно! На следующий день продолжаем аккумулировать силы перед Караугомским ледопадом. За пару часов добираемся до ночевок, получается полу дневка. Жарко. К слову это были 4 дня из 24 дня похода без дождя, снега, молний и града:) И все внизу. Закон подлости в силе;)

Ранее утро, встаем до рассвета. Облачно. Выходим в направлении ледопада. Через ходку забуриваемся в ледопад и понеслась. Какой-то бесконечный лабиринт, очень красивый, техничный. Тут нужна индивидуальная техника, так как практически все идется в связках. Мы повесили метров 15 перил за весь ледопад. Для меня, это самое запоминающееся препятствие в походе. Повторюсь, очень красиво, интересно и технично! В 6 вечера вылазием наверх , на плато ледника, погода испортилась, дождь, град. Ночуем. На следующий день доходим до тура, забираем записку и дальше на другую сторону плато к началу траверса. Погода нестабильна. Все по классике. Вечером гром, молнии, град. Ситауция так себе.

Шестерка завершилась!

Следующий день отсидка. Погоды нет, видимости нет. Опа.Приходит понимание, что траверс мы не идем. Печаль. Отмечаем день ВДВ))) На следующий день все также нет погоды, но сидеть не вариант, надо валить от туда. Чуть пробивается солнце и мы бегом на перевал Сев.Уилпатинский. Через пару тройку часов мы на перевале. Повесили 200 м перил. Дико холодно. Я отмахиваюсь постоянно. Ноги в ауте. Состояние не очень. Далее вещаем 3 веревки на спуск и уходим вниз... Ищем путь, обходя многочисленные трещины. На морене обедаем и спускаемся на ледник Цей в направлении пер.Хицан 1 Б. Примерно через 30 минут времени небо становиться черным, сильный дождь постоянно гремит гроза с раскатами. Мы бегом пересекаем ледник, залазием на перевал и двигаемся в направлении Николаевской хижины. Почти в одно время, мы чуть раньше, на хижину с нами приходит еще одна группа из Цея их также 7 человек. Приходиться ютиться. Зато крыша над головой. У меня все вещи мокрые, рюкзак мокрый, все мокрое. Так я еще никогда не промокала. Утро следующего дня - дождь, но, о чудо! Через пару часов вышло солнышко. Мы смогли полюбоваться ледником и вершинами. От Хижины стартуем вниз в п.Цей. Там нас ждет заброска. В районе обеда забираем, кушаем и вперед наверх.Следующее препятствие пер.Скаазский и вер.Адайхох - наше завершение. Идем верх - опять дождь.

Утро. Туманно. Собираем лагерь. Сегодня тяжелый день. Цель дойти до перевала. Примерный набор при подсчете 1500 м, ну так собственно и получилось. Кстати, в 2016 году я ходила Скаазский. Так как год был более снежным, перевал дался тогда гораздо проще. Если в 2016 году мы на подъем повесили 30 м перил и те практически по снегу, то в этом году, пришлось идти с одновременной страховкой почти до самого перевала по льду. Поставили примерно 10 промежуточных буров прежде чем вылезти на перевал. В итоге, под вечер мы любуемся шикарным видом на п.Цей и на живописное ущелье в д.р.Заромаг. Погода нам разрешила посмотреть на такую красоту. Следующий день- завершающее препятствие вер.Адайхох 3А. Маршрут скальный, гребневой. Идти нужно в хорошую погоду. С утра как обычно опа... но мы не отчаиваемся, ждем. Буквально через час после завтрака, видно окно и мы бежим. Маршрут интересный , на подъем шли с одновременной страховкой. Далее, через 3 часа выползли на предвершинный гребень. От туда метров 400 по ледовому гребню, крутим промежутки и вуаля- мы на вершине! И даже солнышко нас радует. Спуск по пути подъема, правда на спуск уже кинули 100 м перил. Только проговорили как нам повезло, погода дала нам сходить на вершину и пора валить вниз с пер.Скаазского. Только мы начали собирать палатки, да как зарядил дождь, вещи намокли. Холодно. Ваня ушел вещать траверсные перила по льду. Мы ждем, я мерзну. Повесили примерно 80 м перил, затем вышли на снежную. часть и я чувствую как у меня снова электризуются волосы.... надо быстрей валить. Начинается дождь, гром , короче как обычно. С перевала стартуем ногами, но через несколько метров тропа обрывается - дюльферяем, видимость плохая. После натыкаемся на еще одни сбросы и снова дюльферяем. Итог 100 м перил на спуск по бараньим лбам и осыпям. К 8 вечера доходим до пологих и безопасных площадок, ставим лагерь. Идет дождь, который усиливается, снова все мокрые. Радует, что завтра мы спускаемся в Заромаг и едем домой. На следующий день стартуем с 3300 и добегаем до поселка, где нас ждет Валерий- водитель. Далее праздник живота- осетинские пироги (в Буроне) и вкуснейший прием от Нюси (жены Леши). А вот сегодня я уже дома. Мой рассказ подходит к концу. Что могу сказать, на протяжении всего похода погода пыталась нас убить. Пару раз, за малым, проскакивали жесть. Из негативного, я подморозила ноги. Такой зимы в горах я еще ниразу не встречала. На протяжении всего похода была жесть. Так же ситуация с ледниками меняется. Там где раньше можно было пройти без веревок, сейчас уже так не получается. Либо ледопад разорвало, либо ледник вытаил, либо снега нет, но есть сыпуха.
Очень жаль, что пришлось резать маршрут, но это было правильное решение. Сорока дней хорошей погоды мы так и не увидели, походу нас развели)))).
Из положительного, все живы, здоровы, прошли маршрут 6 к.с. Я получила новые впечатления, новый опыт. Спасибо ребятам за компанию. В особенности нашему руководителю -Роньжину Леше! Без тебя ничего бы не состоялось!

Шестерка завершилась!

P.S. Не понятно что лучше, мерзнуть на леднике в пуховке или сидеть в душной квартире в Ростове?Шестерка завершилась!