Наталья Шульженко – 31 авг 2018 16:16
Эта новость связана с путешествием:Поход по Верху Большого Крымского каньона! 5дней

Думаю, мой отчет будет полезен всем, кто собирается в поход впервые, да еще и прихватив ребенка. Наша мини-команда это я – Екатерина (34 года, физическая подготовка начальная, немного бега и волейбола) и Никита (9 лет, физическая подготовка – год вольной борьбы и немного волейбола ?). В походах не были никогда, прошлым летом были в Цейе, где жили на базе и выходили погулять по окрестным горам. На самом деле, мы собирались в легкий поход на четырех человек с радиальными выходами в районе Красной Поляны, но в последний момент двое из четверых отвалились, а мы остались с уже загоревшимися глазами и подписанным отпуском именно на эти даты. Опрос знакомых показал, что надо обращаться в «Планету». Поход по Крыму привлек тем, что вроде это не высоко, тепло и в конце – море. То, что пять дней похода – это вполне себе нагрузка, подумать забылось. Долго по телефону расспрашивала Лену Таранцеву, а точно ли можно в такой поход с ребенком? Убедила, что да. Потом еще заехала в Планету, надеясь, что меня отговорят на месте, но Лена и наша гид Наташа в два голоса заверили, что все будет хорошо. И не обманули)

Поход по Верху Большого Крымского каньона, автор - Клименко Екатерина, гид - Шульженко Наталья

Все снаряжение было взято либо по знакомым, либо приобретено в Декатлоне, недостающие треккинговые палочки взяли напрокат в «Планете». Кстати, в дальнейшем в «Планете» брали напрокат все - это гораздо удобнее, чем сначала собирать по знакомым, потом им же возвращать. А если плюс конфетки – сувениры за пользование, то и по стоимости нет никакой разницы. Как сознательные туристы заранее протестировали новую обувь (декатлоновские Quechua), для чего прошли 8 км. пешком с Северного до набережной. А в спальниках, на всякий случай, поспали ночь дома на полу. Подготовились, в общем)

Накануне нам выдали палатку, газ и общественную еду. При упаковке выяснилось, что помещается все только в самый большой из имеющихся в наличии рюкзаков (а их было собрано по знакомым три штуки), у которого, как выяснилось позже, отсутствовал поясной ремень. (Первый прокол – я и понятия не имела, что он там должен быть). Никите был упакован его собственный спальник, конфеты/орешки на группу и кое-что из его вещей. Таким образом, двадцатишестикилограммовый мальчик нес семикилограммовый рюкзак… Может и есть какие нормы веса рюкзака для детей, но мы их искать не стали. Остальное досталось мне, и я несла довольно тяжелый рюкзак исключительно на плечах. Громко веселились по этому поводу, пока пытались донести рюкзаки до такси, потом уже так смешно не было.

Группа наша представляла собой практически полностью женское царство, во главе с прекрасной Наташей Шульженко, с которой нам очень и очень повезло. Младшие в группе – Никита и Настя (13 лет). На рейсовом автобусе доехали до Ялты, дальше – до села Соколиное. Прошли совсем немного и устроились на полянке на завтрак. Быстро перезнакомились, перекусили и тронулись дальше. Здесь случился первый (и последний) кризис у Никиты. Рюкзак нести ему совсем не понравилось, палками было пользоваться неудобно, я еще «поддержала» ребенка разговорами о силе воли и преодолении себя, и он, с глазами полными слез, честно у меня спросил: «Ты меня зачем сюда взяла?». Я еще что-то по рассказывала про «выход из зоны собственного комфорта» и прочие «взрослые» объяснения и тут, ура-ура, случился первый привал. Во время привала Наташа отрегулировала парню палки, подтянула правильно рюкзак и переставила его в колонну сразу за собой. Больше проблем с объяснением Никите, зачем ему идти в поход, не было. Он, конечно, иногда превращался в ослика из «Шрека» и десять раз подряд спрашивал «А мы уже приехали?», но это делали и взрослые участники группы.

Мы быстро дошли до первого лагеря на полянке в лесу, поставили палатки и двинулись налегке к Большому Крымскому каньону, вдоль которого лежал наш пятидневный маршрут. Никита остался сторожить лагерь и костер, мы сбегали к Каньону, искупались в ледяной водичке и вернулись готовить ужин. Ночью для меня случилось самое неприятное, я проснулась среди ночи от того, что замерзла так, как никогда в жизни не замерзала. Мой спальник-то был летним, а ночью в лесу почему-то стояла поздняя осень (сугубо по моим ощущениям, никто кроме меня особо не мерз, а Наташа спала ровно в таком же спальнике как у меня), плюс волосы не успели высохнуть после купания. Утром всех ждал вкуснейший завтрак, а меня еще и персональная награда за беспечность в виде простуды.

Вообще, интересный эффект настиг меня в походе, ночью – неуютно и холодно, не спалось и хотелось умереть, с первыми лучами солнца (и щебетом первой птички, а щебет в лесу был просто волшебный, после него было решено завести дома канарейку) умереть хотелось чуть-чуть меньше, на завтраке уже хотелось жить, а в течение дня уровень счастья зашкаливал, потом наступал вечер и следующая ночь и холод и мысли о пистолете. Я назвала для себя это явление «кругом Сансары», и решила просто жить с ним, вот так умирая и воскрешаясь все следующие дни похода. Надо заметить, что простуда моя доставляла неприятные ощущения (горло, насморк), но нисколько не портила впечатления от похода. А под воздействием лекарств в виде лука/чеснока/горячего чая/иногда коньяка - к последнему дню похода благополучно прошла. В процессе излечения я инстинктивно научилась ввинчиваться на ночь в рюкзак, поняла свою ошибку в выборе термобелья (оказывается, что то термобелье, которое греет зимой во время бега, это не то же самое белье, которое греет ночью, и теперь у меня есть комплект термобелья из 100% шерсти мериноса, приобретенный в мужском отделе магазина «Охота и рыбалка») и научилась проще относиться к бытовым неудобствам.

Второй день похода начался с бодрого подъема вдоль Каньона с выползанием на его верхний край. Вот прям реальное «выползание», которое случилось ровно один раз на сложном участке тропы вверх. Нас пришлось по очереди подпихивать и заталкивать через узкое каменистое место. Потом было проще, но страшнее, мы шли по краю обрыва и под ногами лежала бесконечная пропасть. Но это «по ощущениям», по факту (и по фото) обрыв был не такой уж и крутой. Посреди пути нам попалась милая пещерка, где мы передохнули, весело обсуждая, какой именно медведь в ней квартирует в ночное время. Второй лагерь – тоже на лесной полянке. Рядом речка, палатки поставили аж по обе ее стороны, ночью нас баюкало ее журчание. Время еще было, и опять часть лагеря осталась отдыхать, сторожить костер (Никита сделал это своей обязанностью, и до конца похода его от костра уже отогнать было невозможно), а мы втроем пошли к Каньону любоваться закатом. На дворе стояло начало июня, и проголодались мы раньше, чем солнце решило опускаться, поэтому, не дождавшись захода солнца, мы вернулись в лагерь, и занялись ужином.

Надо заметить, что как неопытный турист я боялась, что в походе будет «грустненько» насчет еды. Представлялись каша и каша. Предположить, что кормить нас будут не только сытно, но и очень вкусно (полная заслуга Наташи) было сложно. Помимо каш (каждый раз разных) на завтрак, было много мяса, что меня очень порадовало. А еще было много сладкого, в том числе конфеток/сухофруктов/печенья и т.п. Когда нас Наташа накормила спагетти «болоньез» на завтрак, я подумала, что в походы я ходить точно буду))) Ну и, конечно, чай, черный, на костре… иногда с собранным по дороге чабрецом… ммм)

Переход третьего дня прошел быстро и незаметно, и вот мы уже стоим на следующей лесной полянке и ставим палатки. Опять полудневка. Должна заметить, что такой режим очень удобен для походов с детьми, если есть сила и энергия – можно радиально еще куда-нибудь сбегать, а если нет – оставайся в лагере и стереги костер. В этот раз все отправились в верховья Каньона, купаться, лазать по камням и получать всяческие виды удовольствия. Никита, я и Александра остались в лагере. И тут мною был испытан тот самый максимальный уровень походного счастья. Я «лечила» простуду валяясь возле огня в спальнике, Саша – добрая подруга – подливала целебный чай и разговаривала со мной разговоры, а Никита радостно плескался в речке, решив, глядя на меня, начать закаливаться)))

На следующий день нам предстоял «четвертый день». С первого же дня похода Наташа нас настраивала, что все будет очень легко, КРОМЕ ЧЕТВЕРТОГО ДНЯ, везде будет идти легко и понемногу, КРОМЕ ЧЕТВЕРТОГО ДНЯ, и вообще весь поход нам покажется раем, ПОКА НЕ НАСТУПИТ ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ. Нам предстояло пройти достаточно большое расстояние, подняться на гору, с которой открывается вид на Ялту и начать спуск вниз. Психологическая работа была проделана грамотно, и страшный ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ снился по ночам всем, кроме меня – я была занята тем, что стучала зубами в палатке, уже засунув ноги в спальник, одев на себя всю имеющуюся одежду и Сашино (правильное!) термобелье.

И вот четвертый день настал. Подъем позади и мы выходим на потрясающей красоты бескрайний луг, заросший ромашками. «Фотосессия!!!!» - закричала женская часть группы и дружно повалилась в ромашки))) Надо заметить, что Наташа, помимо прочих ее достоинств, прекрасный фотограф. После похода у каждого кроме собственных фото осталась целая папка запечатленных на профессиональный Наташин фотоаппарат воспоминаний. Навалявшись вдоволь в ромашках, мы двинулись в путь к морю.

Все предыдущие дни похода мы чисто теоретически предполагали его существование где-то неподалеку, но находясь в лесу не чувствовали его присутствия поблизости. И вот, наконец, до меня донесся голос идущего вначале группы Никиты: «Катя, ты сейчас просто обааааалдееееешь!» Это было оно, море. С высокого склона была видна раскинувшаяся вдоль берега Ялта и оно – синее-синее. Не отходя далеко от великолепного вида, мы устроились на обед. Лично мне он запомнился знакомством с мышью, которая влезла в мой ботинок, стоящий под деревом. Вообще, нам много рассказывали про местную фауну: медведей, волков и прочих интересных существ, но лично познакомиться довелось только с той самой мышкой. И еще был заяц, который, наверное, тоже загорал на ромашковом поле, и случайно попался по дороге нашей Светлане.

Насмотревшись на море, мы двинулись вниз, в его направлении. Вот это и был тот самый обещанный «жесткач» - спуск. Не был он не суперсложным, ни мега-крутым, но был он бесконечным. Порядком измотавшись на спуске, мы были вознаграждены местом последнего лагеря. Оно было под скалой и хорошо спрятано от любых ветров. Да и спустились мы пониже, поэтому ночью было не то чтобы не холодно, было (о, счастье) почти жарко! Лагерь был оборудован бассейном с джакузи с видом на Ялту)))) Точнее, горная речка образовывала запруду, перед тем как превратиться в мощный водопад – место привлечения крымских туристов.

Ночью случился неожиданный концерт. Мы уже расползлись по палаткам, когда вдруг над лагерем пронеслись звуки чего-то похожего на губную гармошку. Ну ок, губная гармошка помещается в рюкзак, ниже нас поставили палатку еще туристы, наверное, это они. Но дальше заиграло нечто, больше всего напоминавшее по звуку музыкальный рог. Я никогда не слышала, как звучит такой рог, но думаю, что именно так. Странные звуки для такого уединенного места. Наш лагерь оживленно зашумел, обсудил «соседей» и их странный выбор музыки и уснул. Утром нас ждала Ялта.

В пятый день нам осталось только спуститься до цивилизации. Правда, идти пришлось опять вниз, местами резко вниз, хватаясь за деревья и кусты. В конце мое ворчание по поводу «сколько можно спускаться» было вознаграждено еще одной «душевой кабинкой с подогревом» - с горы стекал тонкими струйками водопад, лучи солнца играли в его струях. Не искупаться и не вымыть голову было бы неправильно. После ледяного водопада (понятно, что грей его лучами солнца – не грей, все равно +3) мы переоделись в «цивилизованное» и вышли к людям. Уже спустя час мы шагали по Ялте в сторону пляжа. Это моя нелюбимая часть похода: не люблю море, гальку, жару и людей в больших количествах)))) Тянуло обратно в горы.

P.S. На протяжении всего похода я приставала к Никите с вопросом «Ну как тебе поход?» - «Скажу в последний день» - отвечал этот суровый мужчина. В последнюю ночь, сверкая в ночи глазами, он протянул: «Катя, я не знаю, как я все это пережил…». На вопрос «Еще пойдем?» - «Приходи ко мне через годик, а пока с рюкзаком даже не приближайся!». Спустя месяц он уже был со мной на сплаве. Еще через месяц я уезжала в Архыз, и Никита очень подробно интересовался, сколько весит мой рюкзак, кто несет газ, кто будет жить со мной в палатке и будет ли у нас страшный ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ. После моего возвращения из Архыза он скакал вокруг меня и кричал «В следующем году идем!» Мальчика ждет насыщенное лето 2019)))))

P.S. Еще раз хочу поблагодарить нашего гида Наташу Шульженко за отличную организацию Никиты и за прекрасный поход. В мой отчет не поместились рассказы о посиделках у костра, о нашей чудесной группе, об играх в «Данетки», после которых страшно было в темноте возвращаться в палатку, о Свете, приехавшей за много тысяч километров, чтобы пройти с нами этот поход и многое-многое другое. Всем, кто сомневается, идти ли в поход, однозначно рекомендую попробовать сделать это с «Планетой». Накормят, развлекут и такую красоту покажут, что никогда не забудется. И берите с собой детей, только не забудьте правильно подготовиться)))