Глеб – 16 окт 2018 19:43

«Не сделали ни одной ошибки».

Рассказ о восхождении на Белуху в августе 2018. В целях успокоения пограничников уточняю - все события и персонажи этого путешествия, как и само путешествие вымышлены в самолете из Сибири в Ростов.

Белуха-2018. Как не совершить ошибку. (автор - Бугара Роман)

Сумбурное начало. Уже пройдя регистрацию на рейс, и зайдя в аэропортовый автобус что-то начало не складываться. Через 20 минут нас попросили обратно в зал ожидания. Но вот долетели все же с задержкой до Новосибирска, прогуляли целый день по этому, несомненно очень приятному просторному городу и встретились на вокзале с нашим третьим участником, Максимом. Первые два – это, видимо я и, несомненно, Славик. Он, уточню вперед, весит 95 кг и намерен в этом походе схуднуть.

Утомительная часть. Ночь в поезде до Бийска, отсутствие билетов на автобус и поиски вариантов трансфера через Бла-Бла-Кар слегка замутили головы и запылили наши майки. Бла-Бла-Кар в итоге не помог и дальше наша логистика выглядела так: Бийск-Туэкта - 300 км. автобус; ночевка в палатке около трассы; Туэкта –Усть-Кан – 100км. попутка; Усть-Кан – Усть-Кокса – 94км. наемная машина; шашлык и получение пропусков; Усть-Кокса – Тюнгур – 70км. автобус «Пазик». К вечеру третьих!! суток после вылета из Ростова мы попали на берег большой и мощной реки Катунь, и наконец-то смыли со своих бровей разводы этих дальних дорог, а заодно вдохнули уже прозрачного и чистого Алтайского воздуха.

Динамическое развитие событий. Узнав от гостеприимной хозяюшки базы об организуемой наутро машине для заброски к стоянке «Три березы» мы встали перед серьезным выбором: по серьезным «мужским понятиям» нам хотелось идти пешком, изредка отвлекаясь на обещанную смородину, а по соображениям эффективности сэкономленного времени мы выгадывали один день для большего запаса. Мы же все-таки сильные мужчины, посовещались и …рациональный подход пересилил «понятия». Главная цель – ГОРА уже отражалась в глубине зрачков, хоть и было до нее еще четыре дня и полмешка продуктов. Лихо, с девичьими визгами (мы забрасывались вместе с группой молодых барышень), проехали на ГАЗ -66 через перевал Кузуяк, высадились в конце дороги и как молодые нетерпеливые бычки потопали знакомиться с тропой. Без особой суеты, но бодрым темпом, обгоняя поток, за полтора дня добежали к Аккемскому озеру. Максим со Славиком не преминули измерить температуру в озере, «градусники» втянулись и показали что вода в озере действительно для решительных и характерных. Я пока супчик варил.

Белуха-2018. Как не совершить ошибку. (автор - Бугара Роман)

Чудесный утренний туман, выползающий из-за кедров и перемешивающий снежные отражения с рябью от стаи уток – очень хорош для фотографирования, рисования и просто любования. Но динамика требует движения и мы стартуем дальше к «Томским стоянкам». Тяжелый, красивый переход, много кадров, много задумчиво-вопросительных взглядов в стремительно взлетающую перед глазами стену, увенчанную ледяным пламенем. На стоянках мы решили доселе давившую задачу с нехваткой одного комплекта снаряжения (произошел казус по нашей с Глебом рассеяности). Утром весь большой лагерь, накануне поднявшийся на стоянки, с тревогой и обреченностью следил за явными вестниками ухудшения погоды – характерными облаками – циррусами. И, то ли от усталости, то ли из боязни попасть наверху в непогоду, но почти все группы остались на комфортных ночевках. Наверх к перевалу Делоне вышли только сотрудники МЧС, не для спасработ – для своего удовольствия решившие подняться на Белуху, и мы, подгоняемые азартом игры со временем. Семь отрезков перильных веревок по льду показали, что мы все-же во вполне приличной форме. Лед крутой, дыхание частое, мысли нецензурные, пейзажи где-то за плечом. Гиды спускающихся групп, покачивая головами и указывая на затягивающееся небо предвещали нам длительное и сложное пургование наверху, в штурмовом лагере. Вот здесь и пригодится нам отыгранная фора.

Идеальный выстрел. С вечера я скептически отозвался на предложение МЧСников стартовать вместе, я ждал непогоду, пургу и считал запас продуктов. Но проснувшись для успокоения в час ночи и приоткрыв чуть замок палатки понял, что неведомые силы сжалились и дали нам окно. Рассыпанные по черному бархату искры, иногда стремительно съезжающие с него и утопающие в молочном-Млечном, массив Горы, как будто вырезанный из еще более черного вещества и приклеенный к бархату космоса. Это шанс, о котором просили все мы. Бужу ребят, натягиваю тетиву, настраиваю, готовлю чай. Старт – ночь, тропа – фонари, скрип – контуры трещин, рассвет звенит в сосульках, стекающих с огромных ледяных глыб. И колокольчик этот, начав свою песнь с нежной высокой ноты, с каждым пробившимся вверх лучом солнца звучит ярче, увереннее, мощнее. Уже начинают басовито гудеть и сами льдины и окрестные горы и далекие долины. Марш наполняет воздух и вытесняет Тьму. Хвала Солнышку. Мы уже залезли на страшную при свете ледовую стенку, прошли узенькой тропкой между вздыбленных и застывших ледяных волн и спокойно пьем чай перед решающим, последним подъемом.

Осталось найти силы и зажумарить две с половиной веревки. Вершина уже манит. Колокол на вмурованном в вершинные скалы ледорубе как символ значимости нас зазвенел и послал в пространство ликующую весть. Круги звука в воздухе разошлись, фотографии сделаны, спуск ждет. Еще раз взглянув на пройденную ночью ледовую стену мы в очередной раз говорим «Мы не сделали ни одной ошибки» и спускаемся в штурмовой лагерь. Сверху давит накатывающий циклон, снизу подпирают волны поднимающихся людей, мы – зависли посередине и плаваем в этом пьянящем ощущении усталого счастья. Два часа отдыха и пора снова становиться резвыми бычками и удирать от непогоды вниз, на Томские. За следующие три дня на вершину не поднялся никто, кто-то сумел спуститься со сломанными снегопадом палатками по GPS приборам, кого-то выручали спасатели.

Белуха-2018. Как не совершить ошибку. (автор - Бугара Роман)

Тревожное завершение. У нас возникли логичные мысли «по мужски» ухватить максимум и пройти вниз по долине соседней реки Кучерла. Для этого пришлось сначала набрать больше километра высоты на перевал Кара-Тюрек, затем сбросить столько же и еще подняться вверх к Кучерлинскому озеру. Завершающие два часа этого дня мы шли по лесу с фонарями. В какой-то момент Максим даже засомневался в правильности выбранного направления по долине. Славка уже боролся со слабостью, апатией и, как позже выяснилось, неведомой хворью. Это озеро еще красивее Аккемского, но утром состояние Славика стало ухудшаться - самостоятельно ходить уже не мог. Основные симптомы позволяли предположить две версии: желудочная инфекция из-за выпитого огромного количества сомнительной воды и открывшееся кровотечение на фоне прежних язвенных явлений. Вообщем, отлежаться не получилось, нам пришлось воспользоваться вертолетом для спуска в пос. Тюнгур и далее машиной скорой помощи для переезда в районную больницу. Мимо желанной бани мы буквально пролетели.

P.S. Со Славиком все в порядке, похудел за поход и больницу на 10кг.

P.p.s. Не пейте сомнительную воду!!!