Planeta-rostov – 12 фев 2009 19:12

Вольная Испания 2009 – Как это было…

Начну с того, как возникла идея восхождения на п. Вольная Испания по маршруту Кизеля. В январе 2008 года мы (команда клуба «Планета») совершили удачное восхождение на п. Вольная Испания по 4Б, и на спуске проходя по «мышеловке» вблизи рассматривали маршрут Кизеля, по которому лезла московская команда, и уже тогда у нас зародилась мысль сходить этот маршрут.

И вот приближается новый 2009 год, а соответственно 10-12 дней праздников, которые можно провести в горах, и не просто провести, а сходить куда-нибудь. На эти новогодние праздники у нас были большие спортивные планы, которым так и не суждено было сбыться в полном объеме, но об этом немного позже. Было запланировано сходить маршрут Кизеля на п.Вольную Испанию 5Б, потом переехать в ущелье Адыр-Су и уже там сходить маршрут Бурлуцкого на в. Улу-Тау тоже 5Б, кроме этого наши «друзья по команде» собирались сходить на ту же В.Испанию по маршруту Осипова 4Б.
И вот рано утром 31 декабря мы нашей большой компанией наконец-то добралась до кафе Сакля, где выгрузили из автобуса большую часть находившихся в нем вещей, загрузили их в УАЗик-таблетку который и довез все это барахло в а/л Джан-Туган. Разместились довольно уютно, несмотря на то, что все номера были заняты, и даже в бочках не было свободных мест, для нас нашли пару больших комнат, где нам и предстояло жить.
Вольная Испания 2009 – Как это было… Вольная Испания 2009 – Как это было… Вольная Испания 2009 – Как это было…

31 декабря мы успели несколько часов полазить на Джантуганской сосульке, после чего началась приятная суета по приготовлению разных яств и украшению нашего жилища шариками, мишурой и прочей мутью... Новый год прошел довольно весело, несмотря на небольшой пожар, который оставил нас без света, зато при свечах…
1 января в 11 часов мы уже шли через поляну Кошей по направлению к леднику Кашкаташ с не тяжелыми рюкзаками, в которых лежала заброска, однако, когда мы подошли к «Рыжим скалам» и вывалили содержимое рюкзаков, - куча получилась довольно внушительная, одной только еды килограмм 25. Это по настоянию Жени Дмитриенко было взято такое количество еды, мы как могли, противились этому, ведь по нашему раскладу уже 5-го января все должны были спуститься вниз, а продуктов набрали числа до 8-го. Снега в этом году было мало, поэтому заброска, а за одно и акклиматизация не вызвала особых трудностей и уже часов в 16 мы были в Джан-Тугане и доедали (а некоторые и ДОПИВАЛИ!) остатки новогоднего стола.

Наверное, самое время представить нашу команду:

Евгений Дмитриенко – МС рук.
Елена Медведева – 1 с.р.
Мария Ставицкая – 1 с.р.
Андрей Васильев – 1 с.р.
Иван Осипов – 1с.р.
Виталий Шипилов – 1 с.р.

Изначально планируемый состав нашей команды был практически такой же, за исключением Жени Дмитриенко, он присоединился к нам непосредственно перед самим выездом.

2 января выход был назначен на 9 часов утра, но вышли мы как всегда позже. Рюкзаки были не тяжелые, так как еда, железо и другая снаряга лежала наверху. К «Рыжим» мы подошли часа за 2,5, и тут возникла НЕБОЛЬШАЯ проблема – как все, что тут лежит здесь, запихать, а главное унести! за один раз. Путем не хитрых манипуляций кое-как все упаковано, привязано к рюкзаку, железо развешено сверху. Рюкзаки получились килограмм 30-35, а еще как назло мы решили, что в этот раз пройдем по центру ледопада ведь там: «Смотрится проход, зачем ломиться слева, там же трещины….». Год назад мы ходили, под склонами Улу-Кары и проблем не было, черт же нас дернул пройти по центру (кто был в этом районе, тот знает, что такое пройти ледник Кашкаташ по центру). Как назло снега стало больше, появились трещины, мы поочерёдно меня друг друга топтали почти по пояс в снегу. В итоге вылезли на удобную площадку, под ледовым сераком, время было около 16 часов, поэтому решили ставить лагерь здесь и отсюда ходить под стену на обработку. Мы ошибочно думали, что плато совсем рядом и до него ходьбы от силы 30 минут – как бы ни так!
3 января часов в 8 утра выходим на обработку погода хорошая, облаков почти нет, задача на сегодня протоптать до плато, обработать лед и несколько веревок скал. Первыми выходим я и Женя, наша задача выйти на плато и пробить тропу до льда, через час после нас выходят Маша и Лена которые будут сегодня работать на льду, Андрей с Виталиком должны подойти к стене в час дня, чтобы лезть скалы. Тут-то мы и поняли, что все не так просто. Путь до плато занимает около 2 часов, причем это не просто 2 часа ходьбы по снежному склону, это блуждание среди ледяных сераков, переход трещин через узенькие снежные мостики, лазание в снегоступах по ледовым стенкам и прочие мелкие радости, возможные в центре ледника. Каким-то неизвестным мне образом Женя все-таки выползает на плато, в конце преодолев 2 метровую ледяную стеночку.
Подхожу я, на плато сильный ветер (нам так показалось, мы еще не знали что такое здесь СИЛЬНЫЙ ветер), мы меняемся, теперь моя очередь топтать, топчу и думаю как там девочки, им ведь предстоит пройти все, то же самое, только с рюкзаками потяжелей (так как мы идем почти пустые) и по следам которые заметает ветер. Подходим под лед, это занимает ещё около полутора часов, Лена с Машей догоняют нас, у них все в порядке и они готовы лезть. Ветер усиливается, видимость портиться и снег задувает ВЕЗДЕ, куда только можно. Время около 12 часов дня, вешаем одну веревку до льда через трещины, вторую пролазит Лена, третью Маша. Видимость портиться совсем, иногда до 10 метров, ребят нет, но это и хорошо все равно в такую погоду лезь бессмысленно, да и время уже около 15 часов. Спуск начинаем в 15.30 куда идти невидно, все «в молоке», выходим на крутой ледяной склон который проходим в снегоступах, попадаем на плато, порывы ветра иногда достигают такой силы, что валят с ног, приходится останавливаться и упираться палками в снег. Подходим к центру плато и пытаемся найти спуск, уже окончательно стемнело, но спуска так и невидно рацию мы оставили наверху, так что связи тоже нет. В мыслях уже думаю, что придется копать яму на плато и ночевать в ней, либо попробовать найти проход под склонами Улу-Кары, но все-таки спуск найден, самое интересное, что он отличается от пути подъема. В начале восьмого подходим к палаткам, находим их только по свету фонариков, уже тут узнаем, что Андрей с Виталиком выходили к нам наверх, но Виталик провалился в трещину метров на 10. Болтаясь там, он смог снять снегоступы, достать из рюкзака кошки, одеть их и вылезти наверх. Кроме этого Андрей Арефин и Вова Коротков (это ребята идущие по маршруту Осипова 4Б на В.Испанию) тоже выходили наверх, у них в трещину провалился Вова у него перелом ребра. Вот тебе и центр ледника Кашкаташ! Так закончился наш первый день работы на маршруте.

4 января выход намечен на 6 часов утра, но идет снег, видимость плохая, наверх не выходим, по рации говорим, что будем ждать до обеда в надежде на улучшение погоды. После вчерашних событий становиться ясно, что каждый день ходить под стену, а главное по темноте возвращаться в лагерь, по центру ледника, опасно и очень долго по времени, поэтому решаем перенести лагерь на плато. В 12 часов я и Андрей выходим из лагеря для поиска прохода под стенами Улу-Кары, поскольку с тяжелыми рюкзаками через ледник по известной дороге мы не пройдем. После недолгих блужданий без особых проблем мы выходим на плато, этот путь значительно проще, да и трещины почти все закрытые. Возвращаемся в лагерь за 30 минут, по дороге встречаем Андрея и Вову которые идут вниз, Вове вроде немного получше. Начинаем собирать вещи и снимать лагерь, вдруг слышим нарастающий грохот, смотрим на ледопад стекающий со склонов Улу-Кары, по нему идет огромная снежно-ледовая лавина, через секунду мы осознаем что Вова и Андрей как раз проходят под этим ледопадом и их скорее всего накрыло… Далее все происходит очень быстро одеваем снегоступы, хватаем веревку, аптечку термос и ещё что-то и начинаем спускаться, вдруг видим, как из-под ледопада выходит двойка, это Вова и Андрей, видимо они уже прошли сам ледопад и их только обдало снежной пылью. Продолжаем сборы и выходим наверх, очень быстро проходим «мусоросборник» под ледопадом, он весь завали кусками льда и снегом. На плато выходим в 16.30, дует ветер, начинаем строить стенку и топтать площадку под палатки. Уже в сумерках подходит тройка из Москвы, они собираются лезть по 4Б.
5 января сильный ветер, видимости нет совсем. Лена, Маша, Женя и Виталик уходят вниз в Джан-Туган, я и Андрей остаемся ждать погоду и дальше обрабатывать маршрут. Москвичи целый день копают пещеру и ставят туда палатку, а нашу стенку сдуло полностью, за ночь, это из-за того, что снег сухой и рыхлый и почти не держится. Из Джан-Тугана подходят Подлесный Дима и Ваня Ширяев, они собираются тоже на 4Б, в этом году «Четверка Б» пользуется большой популярностью. В палатке становиться холоднее погода так и не улучшается, видимости нет и ветер сильный, по прогнозу, который передают нам снизу, непогода будет до 8-го числа потом один день «окно» и опять непогода. Уже давно понятно, что Улу-Тау нам не «светит», да и это восхождение под вопросом, если верить погоде, куча продуктов, которую мы затащили заметно поубавилась, так как с аппетитом у нас все в порядке. В общем, мы целый день бездельничаем, кушаем и пытаемся согреться.

6 января проходит также бесполезно, погода не улучшается, целый день откапываем палатку, кушаем и уже не пытаемся согреться. Вечером приходит Женя, и говорит, что если погода будет такая же как сегодня и не ухудшится то: «Завтра идем обрабатывать».
7 января подъем в 3 утра, в пять часов Андрей и Женя выходят на обработку, а я опять ложусь подремать, однако часов около 7 я просыпаюсь от голосов ребят, которые радостно сообщают «Что первый круг, как в Формуле -1 РАЗАГРЕВОЧНЫЙ…». Оказывается в темноте и без видимости они вылезли под склоны Улу-Кары (это напротив В.Испании) и поняли это когда начало светать. Весь день я просидел в палатке, единственным развлечением было каждый час связываться по рации с Виталиком и девочками, которые поднимались из Джан-Тугана, шли они довольно медленно, так как выпал свежий снег и им пришлось заново топтать следы. Дима и Ваня ушли вниз, москвичи тоже откопались и пошли домой. Часов в 5 вечера, когда начало темнеть, я и Виталик пошли под стену чтобы встретить Андрея с Женей, видимость была плохая и их фонарики мы различили, только подойдя под «мышеловку», минут 30 подождали и уже вмести двинулись к палаткам, погода немного улучшалась. Ребята провесили еще одну веревку льда и одну – скал. По сравнению с прошлым годом маршрут сильно изменился, не было того количества льда, и то, что в прошлом году проходилось по ледяной речке теперь надо было лезть по скалам, точнее не лезть, а ИТОшить.
8 января подъем в 5 часов, выходим около 7. Сегодня на обработку идем я и Женя, Виталик и Андрей выходят с нами и протаптывают нам следы до льда, это приходиться делать каждый день заново, так, как из-за сильного ветра следы заметает. Жюмарим за полтора часа 4 веревки и Женя начинает ИТОшить ключ, а я в это время переделываю станции, и собираю все железо. Работа на маршруте происходит следующим образом: первый лезет с двумя веревками статикой и динамикой, на динамике страхуется, а статику просто тащит, далее делается станция, к ней крепится статическая веревка, которая и является перильной. Женя проходит веревку крутых, местами нависающих скал и выходит в основание ледяной речки. Все, скалы пройдены дальше по крутому 70-ти градусному льду, я подхожу к Жене около 3 часов дня и приношу все железо собранное внизу. Решаем, что дальше нет смысла лезть потому, что скоро будет темнеть, а нам еще спускаться вниз. Дюльферяем вниз на снег и до темноты приходим к палаткам. Погода в этот день была хорошая, прогнозы оправдались, хотя на стене постоянно сходили маленькие снежные лавинки, но это мелочи по сравнению с предыдущими днями непогоды. И так у нас на стене весит 6 веревок, (одна снега, три льда и две скал) на последней станции есть еще одна динамика и висит все снаряжение для дальнейшей работы на маршруте. Далее нам предстоит пройти 3 веревки по ледяной речке, несколько веревок по разрушенным скалам и натечному льду, где по описанию почти нет страховки и вылезти на ледово-фирновый крутой склон, по которому ещё около 3 веревок до вершины. На 9 января назначен финальный выход.

9 января выход назначен на 3 утра, однако всю ночь дул сильный ветер и шел снег, встаем с рассветом становиться ясно, что вчера было только «окно» и не о каком улучшении погоды нет и речи, видимость местами до 5 метров. Это самая плохая погода за все те дни, которые мы тут находимся! По рации запрашиваем прогноз погоды, Александр Алексеевич Пятницин говорит, что еще 2-3 дня непогоды и мы принимаем решение спускаться вниз и там ждать улучшения ситуации. Из одной палатки вытаскиваем дуги и присыпаем её снегом, а «Ефимовскую» оставляем стоять в надежде, что она выдержит ветер. Ветер очень сильный - голову поднять невозможно, порывом ветра у Жени вырывает снегоступ и несет по фирну, он пытается его догнать и скрывается в белой пелене, сильный порыв ветра валит меня с ног, я приседаю и хочу лечь на рюкзак, который лежал передо мной, но рюкзака уже НЕТ, он летит вслед за снегоступом, бегу за рюкзаком и метров через 30 догоняю его. Вот в такую погоду мы уходили с плато. При подходе к «рыжим скалам» порывы потихоньку стихают, в небе появляются синие просветы, закрадываются мысли, что мы не во время уходим, и завтра будет хорошая погода. По рации нам сообщают, что спускаться вниз по карману ледника Кашкаташ нельзя, там сошло несколько лавин. Идем по морене, проваливаюсь по пояс и это в снегоступах, снег очень рыхлый и снегоступ упирается в землю, кое-как выползаем на лавинный вынос дальше идем по нему, часов около 16 приходим в лагерь Джан-Туган, где нас ждет душ, еда, и сон при плюсовой температуре.

10 января наконец-то спим часов до 9. Весь день проходит в суете - Андрей и Маша уезжают домой, им завтра уже на работу, мне удается остаться, погода в лагере хорошая, ветра нет и довольно тепло.
11 января выходим около 12 часов дня, нас осталось четверо Женя, Лена, Виталик и я, идется очень легко, рюкзаки почти пустые. За 2 дня снег превратился в довольно прочный фирн, по которому можно свободно идти в снегоступах и не проваливаться, до «рыжих» доходим часа за 2, от рыжих еще около 2 часов до палаток. Ветер не сильный, да и видимость хорошая, у нашей палатки погнуло дугу, но она выстояла, видимо ветер был очень сильный. Откапываем палатку, готовим кушать, и ложимся спать, так как выход у нас в 12 часов ночи.

12 января ветер не сильный видимость хорошая светит луна, с выходом немного задержались, вышли только в 1.30. Решено идти втроем Лена остается в палатке из-за нестабильности погоды и возможности обморожения, выходим я и Виталик, сегодня нам предстоит работать первыми, Женя выходит около 2.30. Подходим по плато к «мышеловке» и тут нам открывается неожиданная картина, на протяжении нескольких сот метров разбросаны куски льда, некоторые размером со стол, все засыпано снегом. Видимо сверху обвалился большой ледяной серак, который и спустил огромную лавину. Идем по лавинному выносу, снег спрессованный, переходим на рыхлый снег, стараемся не подрезать склон и не спустить новую лавину. То, что лавина сошла по «мышеловке» это не странно, спуск с вершины это 3А – три дюльфера до снега и метров 600 снежного склона в виде корыта с трещинами и сераками, который и называют «мышеловкой» после нескольких дней снегопада здесь обязательно сходит лавина. Мы еще в начале нашего мероприятия думали не испытывать судьбу и спускаться по пути подъема, теперь же это было единственно правильное решение. Часов около 5 утра мы с Виталиком на верхней станции, он будет лезть лед, начинается работа, в темноте лезть получается не очень быстро, но все же продвижение есть. Подошел Женя, еще темно и нас клонит в сон, Виталик лезет, а мы дремлем на станции, его страховочная веревка заряжена в Гри-Гри, поэтому я выдаю метра полтора и погружаюсь в сон, потом опять метра полтора и так пока не начало светать, и не поднялся небольшой ветерок. Сон развеялся, Виталик пролез веревку, потом вторую за ней и третью, я жюмарю и передаю ледобуры Виталику, а Женя бьет якорные крючья для дюльферов. Мы прошли три веревки льда, стена понемногу ложится, дальше наступает время лезть мне. По сложившейся традиции (так получалось на прошлых восхождениях) мне достаются непонятные участки лазания, вроде нечего сложного стена уже легла, но кусок, который я лез, представлял собой крутые бараньи лбы, залитые натечным льдом переходящие в груду блоков, которые непонятно как вообще держаться на таком рельефе. Это как раз тот кусок, который по описанию идется почти без страховки. В итоге я закрутил пару коротких буров на первых 10 метрах, далее началось интересное лазание – полудрайтулинг по залитой льдом крутой сыпухе, уже в конце веревки удалось забить сопливый якорь (больше для успокоения души, чем для страховки) который не выдержал бы рывка, но все равно эта веревка проще остальных. Станция на большом блоке, на который я накинул петлю, дальше смотрится крутой ледово-фирновый склон длиной в 150 метров. Подходят Женя и Виталик, оставляем все железо на станции, берём по одному буру, инструменты, одну веревку и одновременно идем наверх. Фирн местами очень тонкий до 10 см, подъем занимает около 25 минут. Выходим на вершину, видимость хорошая, но постепенно начинает натягивать облака, время 14.30. Фотографируемся и минут через 15 начинаем спуск, спускаемся в три такта, одновременно. Быстро убираем ненужное железо и начинаем дюльферять, первым уходит Женя забивает один якорь, на котором мы и дюльферяем, тут же первая неудача – застряла веревка, пришлось подниматься и доставать её. На лед выходим уже в темноте, крутим проушины и уходим все ниже и ниже, часов в 9 вечера выходим на снег, и через полтора часа мы у палаток. Эти полтора часа ходьбы по снегу дались довольно тяжело, нам пришлось тащить 7 веревок и железо, которое мы заносили наверх все эти дни. Уже в палатке узнаем, что Виталик немного подморозил ноги, кушаем и ложимся спать, эта ночь, кажется, была самая теплая за все время нашего пребывания здесь.

13 января высыпаемся, встаем только в 8 утра, около полудня выходим вниз, погода нормальная, спускаемся быстро, так как снег не глубокий, рюкзаки неподъемные, даже веревки размотали и тащим за собой до самого Джан-Тугана. В лагерь приходим около 3 часов дня, и уже в 7 вечера едим в Минводы, а потом в Ростов.

Вот так прошли наши новогодние каникулы, Вольная Испания и в этот раз нас пустила, хотя и не очень охотно…