Planeta-rostov – 07 мар 2003 19:12
Пер. Искровцев расположен в хр. Даут, между вершинами Уллу-Кель-баши и 3533 и соединяет д.р. Даут и д.р. Махар. Направление прохождения: запад-восток (из д.р. Даут в д.р. Махар). Пройден 2-4 мая 2001 г. Пер. Искровцев расположен в хр. Даут, между вершинами Уллу-Кель-баши и 3533 и соединяет д.р. Даут и д.р. Махар. Направление прохождения: запад-восток. Пройден 2-4 мая 2001 г.

От развилки ущелий Рынджи-Муруджу и Даут по снежным мостам переходим на правый берег р. Даут, берега которого представляют собой крупные каменистые осыпи, покрытые снегом. Движемся до скалы, выдвинутой к руслу Даута. Перед ней поворачиваем влево (по х.д.) и начинаем подъем в висячую долину ручья Искровцев. К концу второго перехода (от места слияния Рынджи-Муруджу и Даута) на правом склоне долинки находим старые площадки под палатки. Снега нет (склон южной экспозиции).
Перевал Искровцев (3200, 1-Б)
фото 1: Вид с левой седловины (ложной) на истинный пер.Искровцев. (стрелка - расположение перевала, пунктир - путь подъема)

С пути подъема на запад открываются верховья р. Рынджи. На восток (в створе ущелья) - 2 вершины: левая - Рынджи-Аге (ее южный отрог), правая - скальный массив на северном гребне в. Уллу-Кель-баши. Между ними 2 ярко выраженные седловины, к которым ведут кулуары - это пер. Надозерный (летом 1-Б*; 3200), выводящий к оз. Уллу-Кель. Левая седловина кажется проще (но спуска с нее нет)(см. фото 2). Движемся по долине ручья, которая постепенно заворачивает влево. Через 3 перехода попадаем к оз. Искровцев. Оно под снегом (см. фото 2). От озера - вправо вверх - седловина пер. Искровцев. Склон представляет собой осыпь, покрытую снегом, крутизной от 20° внизу до 40° вверху. При обильных снегопадах перевал лавиноопасен. Летом верхняя часть осыпи освобождается от снега и движение вверх затрудняется подвижной осыпью, поэтому летом рекомендуется уходить на скальный гребешок справа (по х.д.) и подниматься по разрушенным скалам. Весной же подъем по снегу - вверх, выход на седловину - правее скальных зубцов на гребне. Время подъема от озера - 1-1,5 ч.
фото 2: Панорама хребта в районе пер.Искровцев. (стрелка - истинное расположение перевала, пунктир - путь подъема)

Наша группа во избежание лавинной опасности вышла на гребень левого (орографически) борта долинки, который представляет собой широкую разрушенную скальную гряду (см. фото 1). По этой гряде мы вышли под седловину пер. Искровцев.

Перевал - широкая скальная седловина с каменными “перьями”, засыпанная снегом (см. фото 1). Тур в центре.

С седловины открывается панорама на верховья Даута и Рынджи, на восток - средняя часть хр. Махар, вершины которого в облаках.
Перевал Искровцев (3200, 1-Б)
фото 3: Пер.Искровцев - вид перевального взлета из д.р.Махар

Спуск с седловины - вниз на дно цирка. Летом здесь небольшой ледник (длиной 500-700 м). Сейчас он закрыт снегом (см. фото 3). Спуск вниз по линии стока воды, через 25-30 мин. Проходим между 2-х бугров, которые при взгляде снизу оказываются: левый - бараньими лбами, правый - сглаженными скалами (см. фото 4). Спуск между ними по крупной осыпи, частично засыпанной снегом и далее по ровному снежному склону вниз к крупному озеру (20-25 мин хода) под снегом, одному из истоков р. Трехозерная. За этим перегибом снег кончается. Склон представляет собой мореные валы, поросшие травой, россыпи каменей на травянистых склонах и далее - крутой травянистый склон. Здесь появляется тропа, которая идет вдоль русла ручья. С появлением кустарников и деревьев она уходит влево к кошу. От озера до коша 1-1,2 ч спуска. От коша в лес, к речке Трехозерная и далее вдоль нее идет хорошая конная тропа. Через 1,5 часа она выходит к р. Махар.
фото 4: путь спуска (стрелка в направлении пер.Искровцев)

Время прохождения перевала:
  • от развилки Рынджи - Даут до седловины - 6-7 переходов по 40-45мин (5-6 ч. ходового времени).
  • от седловины до р. Махар 4-5 переходов (3-3,5 ч. ходового времени).