Planeta-rostov – 05 июл 2003 14:48
Таранцева Е.Е. Перевал Федосеева 1-А; 2900 м. Перевал Федосеева расположен в хребте Абишира-Ахуба восточнее пика Динника. Соединяет верховья реки Юж. Кяфар-Агур с ущельем реки Архыз. Описание по состоянию на май 1999г.

Таранцева Е.Е.

Описание дается от трассы на пос.Архыз через перевал Генеровская балка(н/к) до "Лунной поляны" на реке Архыз. Описание по состоянию на май 1999г. (год малоснежный).

Подъем на пер.Генеровская балка начинается от 21 километрового столба по трассе на пос.Архыз (выше пос.Нижний Архыз). В этом месте рядом с дорогой находится асфальтированная площадка. Тропа на пер.Генеровская балка идет вдоль ручья, вытекающего из-под перевала. С начале подъема на террасах есть хорошие ночевки. С дороги они не видны, что делает их достаточно безопасными от проезжающего по трассе местного населения. Подъем по тропе до перевала занимает 50 мин ходового времени . На перевале по гребню идет дорога. С перевала спуск идет на лево метров 50 по дороге, далее развилка дороги круто вниз. Спуск по дороги до реки Кяфар-Агур занимает 30 мин ходового времени. Вдоль реки идет дорога, которая приводит к броду(5 минут от места спуска). Река не многоводна, широко разливается, брод не представляет сложности.

На другом берегу начинается тропа, по которой обходятся прижимы и каньоны реки Кяфар-Агур. Тропа поднимается на хребет Ингур, идет по гребню, немного траверсируя вершины, а затем спускается опять к реке. Подъем по тропе до выхода на хребет занимает 1ч 40мин ходового времени. В этом месте хорошие ночевки на дровах (выше дров уже нет). Рядом в промоине течет небольшой ручей. Возможно, что летом он пересыхает.

Далее тропа идет непосредственно по хребту, траверсируя вершины справа. До вершины Рассыпной бугор(2404) 120 мин ходового времени. Далее тропа спускается на седловину в хребте, с которой идет вниз к р.Кяфар-Агур. Следует иметь ввиду, что это вторая седловина в хребте по пути следования. Тропа до зоны леса идет круто вниз, а войдя в лес - траверсом вправо, постепенно теряя высоту, выводит к реке (60 мин ходового времени ).

фото 1: Большое озеро под пер. Федосеева

Далее тропа идет вдоль правого по ходу берега реки. Тропа два раза переходит реку, но речку переходить не надо, есть обход по склону. От места спуска тропы к реке до границы леса 70мин ходового времени. Есть хорошие ночевки. Чуть выше находится слияние трех истоков реки Кяфар-Агур (Восточный, Южный и Западный). Там находятся коши. От ночевок до начала подъема в цирк реки Юж.Кяфар-Агур 45мин ходового времени.

фото 2: Вид на перевал Федосеева от озера

Переправа через Зап.Кяфар-Агур не представляет сложности, можно перейти по камням. Далее следует идти по правому по ходу берегу реки Юж.Кяфар-Агур. Здесь хорошее место для проведения снежных занятий, лежит снег.. Отсюда виден пер.Кумбиж(н/к). Далее ущелье перегораживает пояс "бараньих лбов", почти полностью засыпанных снегом. Подниматься по снегу можно справа от "бараньих лбов" ближе к левому по ходу борту ущелья. От начала подъема до выхода на верхнее плато выше "бараньих лбов" 125 мин ходового времени.

фото 3: Вид вниз на "Лунную Долину"

Большое озеро в мае полностью засыпано снегом, еле угадывается(фото 1). От озера видна седловина пер.Федосеева(фото 2). Озеро обходится справа по ходу по склону(60 мин ходового времени до перевального цирка). На перевале в мае висит карниз в сторону Агур-Кяфара. Перевальный взлет - снежный склон около 30°, ближе к карнизу около 40-45°. Карниз ближе к центру седловины выполаживается, т.е. рубить его не надо. Тур в центре седловины. Подъем на перевал с предперевального цирка занял 30 мин.

Спуск с перевала сначала по тропе(снег сдут ветром, ниже тропа пропадает под снегом) до небольшой котловины, видимо летом здесь находится озерко. Далее прямо вниз. Крутизна склона не велика. Внизу видна "Лунная долина"(фото 3). Во второй части спуска можно спускаться либо прямо вниз по травянистому склону, либо по скальному кулуару. Спуск до "Лунной долины" занял 90 мин.(фото 4)